Мощная звуковая карта для компьютера. Для чего нужна внешняя звуковая карта USB? Зачем нужна звуковая карта в компьютере

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обновлено: 16.07.2018 17:21:43


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Звуковая карта в компьютере преобразует цифровой сигнал в аналоговый. Первый – это файлы. Коллекции песен в MP3, FLAC и других форматах; аудиопоток из стриминговых сервисов; системные звуковые уведомления и всё остальное. Аналоговый сигнал необходим для работы подключенных динамиков и являет собой просто ток с определенными частотой и амплитудой.

Обычно звуковые карты уже интегрированы в материнскую плату. Но такие устройства однозначно не подойдут аудиофилам, владельцам домашних студий или просто желающим подключить к компьютеру больше одного динамика.

Рейтинг лучших звуковых карт

Номинация место наименование товара цена
Лучшие бюджетные звуковые карты 1 5 137 ₽
2 4 080 ₽
3 2 549 ₽
Лучшие внутренние звуковые карты по соотношению «цена-качество» 1 14 830 ₽
2 5 650 ₽
3 9 599 ₽
4 6 895 ₽
Лучшие недорогие внешние звуковые карты 1 7 591 ₽
2 6 675 ₽
3 5 920 ₽
Лучшие внешние звуковые карты премиум-класса 1 93 028 ₽
2 27 680 ₽
3 22 390 ₽

Лучшие бюджетные звуковые карты

Почему первое место: Подойдёт для аудиосистемы 7.1 и отличается хорошим ЦАП.

Для кого: Владельцы медиасистем, домашних студий.

Описание: Эта звуковая картахорошее решение и для воспроизведения, и для записи музыки. Она оснащается 24-битными ЦАП и АЦП, которые поддерживают декодирование на 192 кГц. Кроме того, благодаря проработанному размещению элементов на плате звуковая карта имеет отношение сигнал/шум в 112 дБ.

Выходных разъёмов у платы четыре, по два канала каждый. Периферийное оборудование также можно подключить по оптическому интерфейсу. Имеется и микрофонный вход, который тоже двухканальный. Дополнительно звуковая карта поддерживает программный интерфейс ASIO v. 2.0.

Достоинства

    ЦАП и АЦП одного уровня;

    Отличается прозрачным звуком;

    Эквалайзер настраивается через комплектное ПО;

Недостатки

    Для работы с Windows 10 потребуется неофициальный драйвер;

    Усилитель не справится с высокоомными наушниками;

    Для адекватной работы потребуется дополнительное внешнее питание;

Почему второе место: Меньшее значение SNR, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Геймеры и владельцы домашних студий, т. к. устройство оснащается двумя аналоговыми входами.

Описание: Эта звуковая карта предназначена и для воспроизведения, и для записи. Для качественного аудио на выходе она оснащается 24-разрядным ЦАП с предельной тактовой частотой при преобразовании двухканального аудио в 192 кГц. Для записи она оснащается двумя аналоговыми (двухканальными) входами и отдельным АПЦ. Кроме того, у устройства имеется дискретный наушниковый усилитель, способный «раскачать» даже 600-омные динамики. Конструкция платы обеспечивает отношение сигнал/шум в 106 дБ.

Отдельно стоит упомянуть, что она поддерживает технологию виртуализации звука в игровом процессе EAX v.4.

Достоинства

Недостатки

    Незначительные задержки в интерфейсе ASIO;

    Нет цветовой дифференциации разъёмов;

    Сложная настройка драйверов;

Почему третье место: Всего два аналоговых разъёма для подключения периферийного оборудования.

Для кого: Владельцы Hi-End-динамиков либо наушников, люди с подключенным к компьютеру телевизором.

Описание: Это – одна из самых дешёвых Hi-End-звуковых карт. Фирменный 24-разрядный ЦАП 1796-ой модели способен работать на тактовой частоте в 192 кГц даже при многопотоковом воспроизведении. Конструкция звуковой карты обеспечивает соотношение сигнал/шум в 120 дБ.

Звуковая карта оснащается специальным чипом для улучшения цифрового звучания по HDMI, но для этого требуется связь с совместимым HDMI-ресивером. Драйвер звуковой карты эмулирует EAX v.5 для объёмного звучания в играх.

Достоинства

Недостатки

    Нет дискретного усилителя для наушников;

    На некоторых конфигурациях драйвер не меняет дискретизацию в автоматическом режиме;

    Недостаточно хорошо улучшает цифровой сигнал по HDMI;

Лучшие внутренние звуковые карты по соотношению «цена-качество»

Почему первое место: Поддерживает Windows 10, полноценное звучание 7.1.

Для кого: Для пользователей аудиосистем с усилителями или наушников Hi-End класса.

Описание: Эта звуковая карта предназначена для начинающих меломанов с оборудованием среднего или «топ-миддл» класса. Её конструкция включает 24-разрядные ЦАП и АЦП, фирменные усилители Muses и чипы Cirrus Logic для качественного звучания. Благодаря дискретизированной разводке на плате обеспечивается соотношение сигнал/шум в 124 дБ.

Конструкция платы включает четыре двухканальных аналоговых выхода с 6.3-миллиметровым разъёмом, один вход и один коаксиальный порт для цифрового оборудования. Рекомендуется использовать со внешним питанием по MOLEX.

Достоинства

    Дискретный усилитель для высокоомных наушников;

    Удобный драйвер и настроечное ПО;

    Дискретизированная разводка без наводки;

Недостатки

    Для подключения оборудования используется 6.5-мм разъём;

    Ощутимо нагревается;

    Нуждается в дополнительном питании;

Почему второе место: Ориентация не на аппаратное обеспечение, а на фирменные технологии, и меньшее соотношение сигнал/шум, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Пользователи среднего и бюджетного оборудования, владельцы домашних студий.

Описание: В этой звуковой карте основная ставка сделана на фирменные технологии звучания. Так, SBX Pro Studio ответственно за объёмные аудиоэффекты; CrystalVoice улучшает захват голоса, в том числе при общении в аудиочатах; Dolby и DTS создают объёмное и «сочное» звучание. Для обработки цифрового потока используется фирменный 24-разрядный чип Sound Core3D с максимальной частотой в стерео 192 кГц. Расположение элементов на плате обеспечивает соотношение сигнал/шум в 116 дБ.

Конструкция карты включает три аналоговых выхода и один вход, каждый – двухканальный. Поддерживает технологию объёмного звука в играх EAX v.5.

Достоинства

    Есть отдельный усилитель для наушников, «раскачивающий» высокоомные модели;

    Комплектное ПО настраивает все параметры звучания;

    Комплект поставки включает направленный микрофон с шумоподавлением;

Недостатки

    Яркая, бьющая в глаза подсветка;

    Драйвер не связывается с остальным ПО на компьютере;

    Устаревший чип Recoon3D;

Почему третье место: Карта предназначена для записи звука, а не воспроизведения.

Для кого: Владельцы домашних и полупрофессиональных студий.

Описание: Эта звуковая карта оснащается производительным 24-битным 96 кГц АПЦ, который обеспечивает чистоту и детализацию записи звука. Для воспроизведения используется отдельный 24-разрядный ЦАП на 192 кГц. Оба чипа благодаря дискретизированной разводке на плате обеспечивают соотношение сигнал/шум в 108 дБ и аналогичный динамический диапазон.

Чип для обработки входного аудио оснащается поддержкой фантомного питания, что позволяет подключить к нему микрофоны студийного класса. Кроме того, есть балансный входной канал.

Достоинства

    Прекрасно справляется с записью инструментов;

    Простое и понятное управление через комплектное ПО;

    Встроен инструментальный предусилитель;

Недостатки

    Неадекватная работа драйверов с некоторыми операционными системами;

    Нет отдельного MIDI-порта;

    Нет полноценной поддержки XLR;

Почему четвёртое место: Нет усилителя для наушников – зато дешевле, чем остальные модели в рейтинге.

Для кого: Для владельцев коллекции Audio-CD и домашних пользователей.

Описание: Эта карта подойдёт для превращения домашнего компьютера в мультимедийный центр. Устройство оснащается 24-разрядным ЦАП с максимальной многоканальной тактовой частотой в 192 кГц. Поддерживаются технологии Dolby и DTS, создающие объёмное звучание в фильмах и музыке.

Специальная дискретизированная разводка создаёт отношение сигнал/шум в 118 дБ. Поддерживаются эффекты Dolby для наушников и виртуальных динамиков. А технология ALT создаёт легальную копию DRM-защищённых материалов для оцифровки компакт-дисков.

Достоинства

    Чистый, неулучшенный звук;

    Мощные встроенные чипы;

    Подходит для подключения 7.1-стереосистем;

Недостатки

    Ограниченная совместимость ПО с современными ОС;

    Нет автоматического определения числа каналов воспроизводимого звука;

    Не очень хорошо подходит для записи звука;

Лучшие недорогие внешние звуковые карты

Почему первое место: Поддержка 7.1, Dolby и дискретный усилитель для наушников.

Для кого: Для геймеров и желающих создать домашний медиацентр.

Описание: Эта карта подойдёт для создания домашнего медиацентра на базе мультимедийного или игрового компьютера. Она оснащается 24-разрядным ЦАП Cirrus Logic с максимальной тактовой частотой в 192 кГц и поддерживает подключение 7.1 стереосистемы. Также в её конструкцию входит дискретный усилитель для наушников. Звуковая карта поддерживает технологии Dolby (в редакции Home Theater v4) и отличается соотношением сигнал/шум в 114 дБ.

Отдельно звуковая карта оснащается регулятором уровня чувствительности подключенного микрофона. Имеется и специальный диск для настройки громкости воспроизведения.

Достоинства

    Удобная конструкция с элементами управления;

    Поддержка технологий Dolby;

    Открытый, прозрачный звук;

Недостатки

    Не очень долговечная;

    Плохо работает с альтернативными операционными системами;

Почему второе место: Выходы – только небалансный линейный и для наушников. Но это карта и не для воспроизведения.

Для кого: Для музыкантов и владельцев домашних студий.

Описание: В отличие от предыдущей модели в рейтинге, эта звуковая карта предназначена исключительно для записи музыки. Конечно, к ней можно подключить и стереосистему через линейный выход, и наушники через 3.5 мм джек, но использовать её для воспроизведения будет тратой денег.

Звуковая карта предназначена для записи. Для этого она оснащается балансным микрофонным входом с поддержкой фантомного питания до +48 В и предусилителем. Также есть небалансный вход HI-Z для подключения электрогитары.

Чип – 24-разрядный с максимальной тактовой частотой 192 кГц.

Достоинства

    Идеальна для записи инструментов;

    Хорошее звучание;

    Русифицированный Cubase AI в комплекте;

Недостатки

    Неудобно расположен переключатель фантомного питания;

    Шумит при высоком гейне;

    Мало индикаторов;

Для кого: Для желающих создать домашний медиацентр и владельцев виниловых проигрывателей.

Описание: Эта звуковая карта разработана специально для быстрого и простого развёртывания домашнего медиацентра. Она, как и другие модели от Creative Sound, поддерживает технологию пространственного воспроизведения SBX Pro Studio, которая обеспечивает реалистичный и качественный звук. Кроме того, эта звуковая карта оснащается усилителем для наушников, благодаря которому к ней можно подключить высокоомные модели; и фонокорректором для связи с виниловым проигрывателем.

Встроенные 24-битные ЦАП/АПЦ отличаются максимальной тактовой частотой 96 кГц, а сама конструкция звуковой карты обеспечивает соотношение сигнал/шум в 114 дБ.

Достоинства

    Удобная конструкция;

    Поддерживает оптическое подключение (вход и выход);

    Простое подключение;

Недостатки

    Неудачное ПО с плохо проработанным эквалайзером;

    Нет поддержки Hi-Res-аудио;

    Оверпрайс;

Лучшие внешние звуковые карты премиум-класса

Почему первое место: Звуковая карта студийного или даже концертного уровня.

Для кого: Для владельцев полупрофессиональных, профессиональных студий, концертных площадок.

Описание: К этому аудиоинтерфейсу можно подключить до 36 каналов одновременно – по 18 входных и выходных. Все они поддерживают режим ASIO Direct Monitoring. Входные каналы могут записываться по отдельности.

Установленные 24-разрядные ЦАП/АЦП работают на тактовой частоте 192 кГц (Hi-Res аудио) и отличаются динамическим диапазоном в 114 dBA. Задержка составляет доли миллисекунд, что позволяет работать в режиме реального времени.

Почему второе место: Компактный и функциональный аудиоресивер, но с меньшей частотой ЦАП, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Для желающих создать дома полноценный медиацентр.

Описание: Это – не совсем звуковая карта. Это скорее полноценный аудиоресивер, который может принимать сигнал не только с компьютера, но и с мобильных устройств. За преобразование потока отвечает 24-разрядный ЦАП с частотой преобразования в стереорежиме в 192 кГц (при многоканальном аудио она падает) и соотношением сигнал/шум в 127 дБ.

Аудиоресивер оснащается двумя встроенными 35-ваттными усилителями и поддержкой технологии Dolby Digital. У устройства есть два независимых микрофонных разъёма с предусилителями, благодаря чему к нему можно подключить высокоомные модели.

Для связи с компьютером и питания используется USB. Входящий сигнал может поступать как по аналоговым, так и по оптическим цифровым интерфейсам.

Достоинства

    Встроенные усилители для динамиков и наушников;

    Комплектующие уровня Hi-Fi;

    Работа в режиме аудиоресивера;

Недостатки

    Нестабильная работа Windows-драйверов;

    Высокие частоты недостаточно чистые;

    Отсутствует полноценный 7.1 и нет DTS;

Почему третье место: Минимум разъёмов, зато сверхкомпактный.

Для кого: Для домашнего использования.

Описание: Это – один из самых маленьких аудиоинтфейсов в рейтинге. К сожалению, из-за компактных размеров он отличается малым числом разъёмов. Входной интерфейс – только USB. Зато эта звуковая карта оснащается фирменным Hi-Res-чипом – 32-разрядным, с максимальной тактовой частотой 352.8 кГц! Динамический диапазон составляет 115 дБ.

Также она оснащается двумя выходными разъёмами. Первый – для наушников, с отдельным усилителем. Второй – линейный, к котором можно подключить ещё одну пару наушников.

Кроме того, аудиоинтерфейс поддерживает технологии ASIO, DSD (включая воспроизведение без конвертации) и Core Audio.

Достоинства

    Работает в DAW;

    Сверхкомпактные размеры;

    Натуральный, естественный звук;

Недостатки

    Сравнительно высокая цена;

    Слабый усилитель для высокоомных наушников студийного класса;

    Мало разъёмов;


Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Внутренние и внешние звуковые карты

Звуковые карты делятся на внутренние и внешние. Внешние карты — это самостоятельные устройства, которые подключаются к компьютеру через USB или FireWire. Внутренние карты подключатся к слотам расширения материнской платы внутри компьютера. Внутренние карты при сопоставимом качестве как правило дешевле из-за отсутствия внешнего корпуса. Недостатком внутренних карт является обычно большой риск подвергнуться некачественному питанию компьютера и многочисленным наводкам. Внешние звуковые карты зачастую удобнее в управлении за счет отдельных внешних регуляторов и находящихся под рукой входов/выходов. Кроме того, внешняя карта может работать как со стационарными компьютерами, так и ноутбуками.

Внутренняя звуковая карта ESI Juli@ и внешняя ASUS Xonar Essence One

Профессиональные и бытовые

Между собой звуковые карты делятся на домашние и профессиональные. Профессиональные карты используют типы разъемов, типовые для музыкального оборудования, такие как Jack 6.3 мм и балансные XLR, в то время как у бытовых карт используются разъемы RCA или Jack 3.5 мм.


Бытовая звуковая карта NuForce Icon uDAC-2 и профессиональная E-MU 0404 USB

Creative Sound BlasterX AE-5

Товар в наличии

10 290 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

Klipsch Heritage Headphone Amplifier

Товар в наличии

50 000 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

На какие особенности стоит обратить внимание?

Для внешних звуковых карт - используется внешнее питание или питание от шины USB. При использовании внешнего питания звуковая карта может работать качественнее, т.к. не зависит от шумного питания компьютера. В противовес, карты, которые питаются от шины USB более мобильны, т.к. не требуют дополнительной розетки и могут работать подключенными к ноутбуку в дороге.

Это особый протокол передачи данных от программ к драйверу звуковой карты. ASIO позволяет передать звук от программы к звуковой карте без искажений. Вторая возможность, востребованная только музыкантами - это выставить минимальный уровень задержки для подачи сигнала от программы до звуковой карты, что актуально, при игре/записи инструментов в живую.

Это бесплатный драйвер, который добавляет поддержку ASIO для любой звуковой карты. С позиции качества звучания и точности передачи данных драйвер к сожалению не обеспечивает побитовую передачу и необходим в тех случаях, когда собственной поддержки ASIO у звуковой карты нет, а программа, с которой идет работа может выдать звуковой поток только в ASIO.

Для Windows 7 и 8 существует альтернативный вариант передачи звука без искажений через WASAPI, но его поддерживает меньшее количество звуковых программ. WASAPI является альтернативой ASIO для точного воспроизведения музыки.

Поддержка микрофона и фантомное питание

Существуют микрофоны различных типов, но большинство современных относится к динамическим и конденсаторным/электретным. Первый тип не требует отдельного питания и будет работать как с бытовой домашней, так и профессиональной звуковой картой. Второй тип микрофона требует фантомного питания, которое для бытовых микрофонов находится в районе 5 В, а для профессиональных от 12 до 48 В. По этой причине бытовые конденсаторные/электретные микрофоны нельзя подключать к профессиональным картам (фантомное питание будет слишком высоким и микрофон может повредиться), а профессиональный микрофон, подключенный к бытовой карте не будет работать из-за недостаточного уровня фантомного питания.

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.


- Блажко Сергей Владимирович , мастер техники и технологии в направлении информатика и вычислительная техника.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.
Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->

Для того чтобы насладиться всеми преимуществами видео высокого разрешения и самыми современными компьютерными играми, необходимы как производительный процессор, так и мощный графический адаптер. Однако очень часто пользователи забывают, что для полного погружения в атмосферу требуется еще и качественный многоканальный звук. При этом кодеки, драйвера и встроенная звуковая плата мало помогут в подобном деле. Необходимо серьезное устройство. В статье будет описано, как выбрать звуковую карту. Полезные советы при выборе также не останутся без внимания.

Встроенные чипы

Звуковые устройства, распаянные непосредственно на плате системной карты, неспособны конкурировать с дискретной аппаратурой. Прежде всего кодек, установленный на материнской плате, во время своей работы активно использует ресурсы процессора, что на несколько процентов снижает общую производительность.

Бывает, что встроенная звуковая карта располагается в непосредственной близости к высокоамперным линиям питания. Электромагнитное поле, создаваемое ими, приводит к увеличению помех и наводок. Архитектура встроенной аппаратуры упрощена до максимума.

Как выбрать звуковую карту для компьютера?

Существует множество аппаратных средств для вывода звука, все их можно условно разделить на два типа: музыкальные карты и мультимедийные.

Первая группа используется для записи, воспроизведения и обработки звуковой информации. Это делает их узконаправленными, а предназначаются такие устройства главным образом для музыкантов. Они могут устанавливаться как внутрь системного блока, так и подключаться к USB-разъему. Цена аппаратуры такого типа высока.

Мультимедийные звуковые карты подойдут более широкому кругу пользователей. Они идеально подойдут как для стереосистем, так и для акустики с пятью и семью каналами. Кодеки уже встроены в звуковую карту и не требуют дополнительной настройки; кроме того, помимо кодеков на устройстве установлен свой процессор, что благоприятно сказывается на производительности компьютера.

Основные характеристики

Для того чтобы выбрать звуковую карту для компьютера, необходимо обязательно ознакомиться с основными характеристиками устройства. Прежде всего на плату устанавливается Главная его задача - обработка цифрового сигнала и создание его аналогового эквивалента. Этот аппарат по сути является мозгом аудиокарты.

Параметры ЦАП

Как выбрать звуковую карту для компьютера, какими характеристиками должен обладать ЦАП? Почти всегда достаточно ЦАП, разрядность которого составляет 16 Бит, а максимальная частота дискретизации - 48 КГц. Последняя цифра указывает на то, как часто преобразователь считывает сигнал во время записи или воспроизведения.

Считается, что этот параметр должен в два раза превышать который будет воспроизведен. По этой теории можно сказать, что почти для любой записи достаточно и 44,1 КГц; этот уровень превышает порог частот, слышимых человеком, в два раза. Однако тесты показывают, что правило не всегда выполняется так, как записано на бумаге, а значит, имеет смысл выбирать устройство с большей частотой дискретизации для большей точности звука.

Маркетинговые уловки

Надо сказать, что цифры, написанные в рекламных проспектах, не всегда правдивы, зачастую они сильно преувеличены. К примеру, карта с заявленной частотой дискретизации 98 КГц может намного хуже звучать, чем аппарат с более скромными цифрами. "Как правильно выбрать звуковую карту, если нельзя верить характеристикам?" - спросит пользователь. При изучении техники обратите внимание на фирму, которая изготовила ЦАП. Лучшими считаются Ti-Burr Brown, Wolfson, Texas Instruments.

Кроме производителя, стоит узнать и порядковый номер ЦАП. Он указывает на "продвинутость" модели. То есть чем больше цифра, тем современнее разработка. Проверить кодовое имя чипа можно только на сайте производителя.

Если на аудиоплате установлено несколько желательно, чтобы все они были одинаковыми. Нередко для центральных каналов используется качественный ЦАП, а для окружающих - недорогой. Это снижает не только цену конечного аппарата, но и качество многоканального звука.

EAX

До того как выбрать звуковую карту компьютера, поинтересуйтесь, поддерживает ли "железо" технологию EAX. Кроме того, обязательно уточните, какая версия используется. На сегодняшний день самая старшая - 5.0.

Если говорить простыми словами, EAX - технология «аудиопозиционирования». Ближайший аналог - DirectSound3D. Она управляет координатами источника аудиосигналов в трехмерном пространстве. В компьютерных играх эта система используется наиболее часто, с её помощью в игру добавляются эффекты, создающие иллюзию отдаленности источника звука и его расположения относительно слушателя (слева, справа, сзади).

К уже сказанному нужно добавить, что EAX эмулирует отражения и реверберации. Это дает пользователю ощущение параметров игрового мира. Для открытого мира, тесной комнаты и пустого многоэтажного здания характер одной и той же аудиозаписи будет отличаться.

ASIO

ASIO - протокол, используемый для передачи звуковой информации с минимальными задержками. Запись в специальных приложениях почти невозможна, если ASIO не поддерживает звуковая карта для компьютера. Как выбрать лучший вариант?

Для музыкантов наличие этой технологии обязательно. Если же компьютер используется не в качестве студии звукозаписи, а как мультимедийный комбайн, ASIO можно считать необязательной функцией.

Midi-интерфейс

Если пользователь собирается писать аранжировки, то чем в таком случае должна обладать звуковая карта для компьютера, как выбрать подходящее устройство? Важная особенность аудиоплат - наличие midi-входов и выходов. При помощи них выполняется подключение синтезаторов и музыкальных клавиатур.

С помощью такого интерфейса в звуковое устройство подается не аналоговый сигнал, а информация о том, какая клавиша нажата, до конца ли она опущена, с какой силой и скоростью на нее нажал пользователь. Все данные передаются в программу, а программа уже проигрывает звук. Причем возможности этих программ огромны. Можно использовать те, которые эмулируют настоящие инструменты (например, пианино, гитара, барабаны), а можно создать свой неповторимый и ни на что не похожий пресет.

Фантомное питание

Если подразумевается использование конденсаторного следует знать, что с такой аппаратурой может работать не каждая звуковая карта для компьютера. Как выбрать подходящее устройство? Все просто - поинтересуйтесь о наличии фантомного питания на аудиоплате. Помните, что динамические микрофоны требуют как раз отсутствия этого элемента! Фантомное питание может вывести их из строя.

Инструментальный и линейный входы

Если вы собираетесь установить в свой компьютер аудиоплату для записи электрогитары, на ней обязательно должен быть инструментальный вход (другое название - высокоомный).

Уровень его сопротивления достаточно высок (около 1 мегаОм), что создает возможность без потерь передавать сигнал от инструмента к компьютеру. Если же подключить гитару к обычному входу, потеряется значительная часть обертонов и низких частот, что сделает звук глухим. В таком случае будет записан не звонкий красивый звук, а глухой звук с потерей низких частот. В качестве разъема зачастую используется большой микрофонный джек.

Линейный вход (Line In) необходим для подключения к аудиоплате различных стереоустройств Обычно для каждого канала используется свой разъем. Подключить к нему гитару или микрофон не получится, громкость записи в таком случае получится очень тихой.

Встроенный предусилитель

Предусилитель - еще один модуль, которым может быть снабжена звуковая карта для компьютера. Как выбрать походящую и какая подойдет лучше - с ним или без него?

Для начала следует разобраться, что такое предусилитель. Амплитуда сигнала, который идет от микрофона ко входу, очень низкая. Для записи приходится усиливать его, а затем стабилизировать громкость. Именно эта функция и возложена на предусилитель. Не все аудиоплаты имеют его в наличии. Даже если на устройстве имеется вход для микрофона, предусилителя там может и не быть. Тогда его работой занимается программное обеспечение. Однако в этом случае увеличивается амплитуда не только полезного сигнала, но и шумов с наводками.

Выбираем звуковую карту для ПК: обязателен ли предусилитель?

Для музыкантов или дикторов наличие предусилителя будет хорошим бонусом. Но не обошлось в этом случае и без ложки дегтя. Качество встроенных усилителей почти всегда довольно скромное, цена же из-за такого встроенного элемента поднимается значительно. Надо сказать, что добавить дополнительное устройство подобного типа можно всегда, поэтому записывать его в список обязательных не стоит.

Заключение

Так как выбрать звуковую карту, не тратя времени, невозможно, придется ознакомиться с большим количеством предложений от разных магазинов компьютерной техники. Конечно, если у вас нет желания изучать цифры, можно пойти иным путем - сравнением. Для этого нужно прослушать одну и ту же аудиозапись на разных устройствах. В этом случае подходящим станет то, которое звучит наиболее приятно.

Помните, что аудиоплата - только часть системы воспроизведения звука. Также необходим качественный усилитель и добротные колонки. Без них все усилия, направленные на подбор аппаратуры, будут напрасны.

Рассказать друзьям