Программное обеспечение компьютера. Актуальность внедрения свободного программного обеспечения ОС Linux

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В июле 2007 года президиумом Совета по приоритетным национальным проектам была поддержана инициатива Мининформсвязи России по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения. «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой», - заявил тогда Дмитрий Медведев .

Российская Ассоциация свободного программного обеспечения (РАСПО) поддерживает переход российских школ на использование свободного программного обеспечения и рекомендует использование пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в образовательной сфере в силу следующих преимуществ:

    основные потребности школ относительно программного обеспечения покрываются существующей функциональностью ПСПО, и затраты на покупку дополнительных коммерческих лицензий в большинстве случаев являются нецелесообразными;

    возможность легального распространения ПСПО за пределы школ, в частности на домашние компьютеры учителей и школьников, предоставляет гораздо более комфортные условия для организации процесса обучения в рамках закона.

Свободное программное обеспечение (СПО) для образовательных учреждений должно давать полноценное комплексное решение: функциональную платформу поддержки всех видов деятельности этих учреждений: как по организации учебного процесса, так и по обеспечению методической, административной, коммуникативной и мониторинговой составляющих этой деятельности (рис. 1) .

Рисунок 1 – Образовательный программно-аппаратный комплекс на базе ПО с открытым кодом

Исходя из этого, содержание разрабатываемых программных пакетов для школьного образования целесообразно разделить на следующие модули:

    едина среда для учащихся (учебные материалы, пространство для ведения учебных занятий, совместная работа групп);

    рабочая среда для педагогов и организаторов учебного процесса (учебные планы, расписание занятий, средства автоматизации проведения уроков и проверки знаний учеников и т.д.);

    управленческая рабочая среда (бухгалтерия, средства контроля и управления учебной деятельностью, административно-хозяйственный блок и т.д.);

    инфраструктура дополнительных информационных услуг (портал для работы с родителями и группами бывших выпускников, предоставление информационных образовательных ресурсов всем заинтересованным, связь с органами МВД и т.д).

Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации предусматривает комплексный подход к программе расширения использования свободного программного обеспечения, которая предусматривает обучение пользователей, подготовку справочных и методических материалов, обеспечение технической поддержки, миграцию унаследованных приложений, решение проблем совместимости с аппаратной частью .

Использование ПСПО в общеобразовательных учреждениях позволит уменьшить расходы на закупку лицензий программного обеспечения, пользоваться дополнительными свободно распространяемыми программами, тиражировать пакет, обеспечивая им учителей и учащихся, тем самым создавая единую информационную среду учебного заведения. Каждое общеобразовательное учреждение города по-своему понимает процесс перехода на ПСПО, поэтому необходима методическая поддержка этого процесса, обоснование того или иного внедренческого решения. Использование интернет-технологий позволяет вести методическую поддержку, распространять передовой педагогический опыт процесса внедрения пакета свободного программного обеспечения, оказывать консультативную помощь .

Актуальность проблемы обусловлена решением Правительства Российской Федерации о переходе общеобразовательных учреждений на пакет свободного программного обеспечения, что связано с окончанием срока действия лицензий на проприетарное программное обеспечение, взятым курсом на создание российского свободного программного обеспечения и нашло свое отражение в представленных приоритетных программных мероприятиях плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденном Президентом России Дмитрием Медведевым .

В настоящее время переход на свободное программное обеспечение является не только «идеей» и методом экономии денежных средств, но и насущной необходимостью. Аналитики разного уровня признали свою ошибку в недооценивании масштаба использования такого программного обеспечения и вынуждены констатировать его бурный рост. В рамках национального проекта «Образование» также выбран курс на постепенный отказ от закрытого программного обеспечения и переход на свободное программное обеспечение.

Поскольку существует изрядная путаница с терминологией, имеет смысл привести определения далее используемых терминов.

Под свободным программным обеспечением понимается разновидность программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), лицензионным договором на право использования которых предоставляются следующие права :

    использовать программу для ЭВМ в любых, не запрещенных законом целях;

    получать доступ к исходным текстам программы как в целях изучения и адаптации, так и в целях переработки программы для ЭВМ;

    распространять программу (бесплатно или за плату по своему усмотрению);

    вносить изменения в программу для ЭВМ (перерабатывать) и распространять экземпляры измененной (переработанной) программы с учетом возможных требований наследования лицензии.

Конкретная «лицензия» (условия конкретного договора) могут предоставлять приобретателю дополнительные правомочия, безусловно или на определенных условиях, и это не делает программу несвободной. Несвободной является программа, распространяемая на условиях, ограничивающих вышеперечисленные права приобретателя.

Свободные программы (free software) не следует, как это часто делают, путать со «свободно распространяемыми» (shareware, иногда почему-то называемыми у нас «условно-бесплатными») или «бесплатными» (freeware).

Также следует иметь в виду, что, хотя термин «программы с открытыми исходниками» (open source software) часто используется как синоним «свободных программ», им иногда злоупотребляют.

Свободное программное обеспечение не следует путать и с «открытым» (open software): «открытость» относится к соблюдению стандартов на интерфейсы, и только, а свобода - к условиям лицензирования и модели разработки .

И наконец, не следует путать «коммерческое» с несвободным, а «некоммерческое» - со свободным. Хотя роль программистов, в порядке активизма или хобби пишущих и развивающих свободные программы, очень велика, значительная часть (вероятно, большая) свободного кода разрабатывается в коммерческих рамках. В то же время, существует большое количество некоммерческого несвободного кода.

Узел терминологических тонкостей и концептуальных сложностей можно разрубить, введя альтернативное определение: свободные программы - это программы, все услуги по разработке, модификации, сопровождению и поддержки которых продаются на свободном рынке.

Соответствующий рынок успешно развивается уже в течении четверти века, есть примеры исполнения им задач, немыслимых для отдельных корпораций (самый яркий из них - разворачивание в девяностых на основе свободных программ и систем всемирного сообщества сетей Интернет), и, наконец, то, что после многочисленных колебаний, лидеры компьютерной отрасли сегодня практически однозначно высказываются в поддержку свободного программного обеспечения.

Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. В октябре 2007 года вышло Распоряжение Председателя Правительства РФ № 1447-р., согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось :

    закупить лицензию на 3 года на проприетарное программное обеспечение для всех школ;

    обеспечить разработку и внедрение в школы свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения.

Закупка трёхлетних лицензий на проприетарное ПО осуществлена для того, чтобы снять накал проблем, связанных с пиратским ПО, и за это время качественно подготовить систему образования к переходу на СПО.

Первый открытый конкурс на разработку и поставку пакета свободного программного обеспечения был проведен в России осенью 2007 года. Его победителем стала группа компаний «РБК-центр» (ГК «Армада»), а соисполнителями - ведущие отечественные разработчики программного обеспечения AltLinux, Linux Online и Linux Ink. Был заключен контракт на разработку и внедрение программного обеспечения на базе операционной системы Linux в школах трех пилотных регионов России: Татарии, Пермского края и Томской области. На основе требований стандартного базового пакета программного обеспече­ния был разработан пакет свободного программного обеспечения для нужд ОУ, не требующий лицензионных отчислений. Федеральное агентство по образованию выпустило циркулярное письмо “Об использовании ПСПО для общеобразовательных учреждений Российской Федерации” от 17 июня 2008 №15-51-450/01-09, в котором предлагает образовательным учреждениям из любого региона РФ принять участи в апробации ПСПО. Поступают заявки на участие из разных регионов России. Число непилотных школ превысило число пилотных .

По заказу Федерального Агентства по Образованию разрабатывается проект «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Исполнителем проекта в 2009-2010 гг. по итогам федерального конкурса является Группа Компаний АйТи. Основная цель проекта - создание условий для массового внедрения специально разработанного и прошедшего апробацию пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в рамках проекта решаются следующие задачи :

    обеспечивается ввод в эксплуатацию единого государственного репозитория свободного программного обеспечения, как средства разработки, тестирования и распространения ПСПО;

    обеспечивается сопровождение и развитие программных продуктов ПСПО в соответствие с требованиями, предъявляемыми образовательными учреждениями.

Компания АйТи в лице исполнителя в рамках Группы Компаний PingWin Software выдвинула принципы реализации проекта, состоящие в том, что поддерживая идеи Федерального агентства по образованию о максимально широком использовании в школах СПО, она собирается и дальше расширять линейку программных продуктов, поставляемых в российские школы. Помимо обязательных работ, планируется создать расширенные репозитории (хранилища программ) дистрибутивов Linux, которые уже сейчас используются в образовательных учреждениях, и репозиторий учебных программ, которые можно использовать под любым из Linux. Это даст учителям возможность выбора, облегчит учебный процесс.

Для решения задачи внедрения ПСПО в общеобразовательных учреждениях необходимо следовать определенной методике, основанной на стандартных принципах разработки и модернизации, которая позволит осуществить переход с минимальными потерями и в установленные сроки. Основными шагами этой методики являются :

    обследование существующего положения в учебном заведении : установка ПСПО сопряжена с такими трудностями, как наличие неподдерживаемого оборудования и несовместимость используемого программного обеспечения; решение задачи определения наличия лицензионного программного обеспечения, которое стоит на машинах, определение круга задач, решаемых с помощью данных компьютеров и техники;

    выработка концепции перехода : полный переход на Linux и СПО или частичный с использованием как закрытого, так и открытого программного обеспечения; при этом надо руководствоваться как денежными средствами общеобразовательного учреждения, так и потребностями учебного процесса;

    специализированные структуры по внедрению и поддержке СПО : переход на ПСПО – это мероприятие не одного дня, поэтому в учебном заведении необходим сотрудник, умеющий решать текущие проблемы перехода;

    проведение обучения преподавателей и сотрудников;

    составление плана поэтапного внедрения ПСПО в учебный процесс : необходимо составить развернутый план перевода учебных классов и подразделений образовательного учреждения на ПСПО. Развертывание ПСПО должно вестись «по нарастающей», в первую очередь оно должно устанавливаться на машины, для которых анализ показал 100% безболезненную установку. Перевод хотя бы 50% из существующего парка будет уже считаться успешным началом. В последнюю очередь следует переводить компьютеры с предустановленным лицензионным Windows. Также обязательно нужно предусмотреть установку отдельных серверов для репозиториев, обновлений и копий образов мастер-дисков. Обязательно необходимо учесть наличие подключения к сети Интернет сервера обновлений для поддержки системы в должном состоянии по безопасности.

    переход : на этом этапе выполняются работы технического характера по установке и настройке ПСПО.

На каждом шаге внедрения ПСПО в учебный процесс общеобразовательных учреждений необходима методическая поддержка, которая заключается, в том числе, и разработке методических рекомендаций по использованию программ ПСПО.

Аннотация: Первая лекция курса "Разработка требований. Архитектурное проектирование программного обеспечения" является вводным этапом старта изучения направления информационных технологий, посвященного исследованию и описанию архитектуры программного обеспечения, которое находится в основе каждого создаваемого ИТ-продукта, чуть более сложного, чем программа объемом в 3 строчки кода. В данном курсе мы постараемся комплексно, рассматривая разные точки зрения, подвергнуть изучению, а также необходимому и достаточному описанию различные представления архитектуры программного обеспечения, от оптимального проектирования которых, в заданных условиях, зависит эффективность не только самого программного продукта, но и направление деятельности, в котором он используется. Первая лекция будет базисом для нашего курса. Сегодня мы обоснуем актуальность и востребованность темы архитектурного проектирования, рассмотрим предпосылки развития данной тематики, сформулируем цель, очертим ограничения, формирующие рамки нашего курса, познакомимся с лучшими отечественными и мировыми практиками в области архитектурного проектирования программного обеспечения, погрузимся в актуальное состояние данной активности сферы высоких технологий.

Цель: в лекции мы планируем объективно представить значимость темы архитектурного проектирования для отрасли информационных технологий, и специалистов, осуществляющих свою профессиональную активность в данном домене, задать рамки курса, привести краткий обзор "best practice ", который составляет "неприкосновенный" репозиторий направления архитектурного проектирования, используемый в области информационных технологий всеми компаниями, которые стремятся к созданию, сопровождению и развитию высокотехнологичных программных продуктов.

Введение

Архитектурное проектирование, как профессиональное направление человеческой деятельности, имеет глубокие корни и появилось задолго до того, как был создан первый компьютер .

В основе рассматриваемой деятельности лежат понятия, которые являются двумя разными сторонами одной и той же медали:

  • Архитектура – как результат;
  • Проектирование – как средство достижения поставленного результата;

Если говорить об архитектуре в целом, а вернее о классическом этапе развития данной отрасли человеческой деятельности, то на ум сразу приходят параллели, связанные с величественными и значимыми постройками – Пирамиды Хеопса, Эйфелева Башня и т.д., поражающими, прежде всего, своей грандиозностью и внешним обликом.

Если мы поднимем вопрос о направлении развития архитектуры последнего времени, то оно связано со стремлением максимально использовать функциональность зданий, а уж потом с совершенством образа проектируемых сооружений.

Эти тренды обусловлены эволюцией человеческого сознания и переходом от созерцательного образа мысли и жизни к более действенным формам существования, обеспечивающим быстрейшее достижение результата.

Научно-технические, технологические и социальные преобразования порождают изменения всего мира, а архитектура , не только как прикладное искусство, но как фундаментальная наука и технология, это всего один из объектов внешних преобразований.

Проектирование - это вид активности, направленный на создание уникального продукта (услуги), последовательность этапов реализации которого будет определяться "внешними" факторами и определять его конечные преимущества и недостатки.

Область проектирования получила широкое распространение в виде современной и эффективной формы деятельности – проект.

Архитектурное проектирование - это вид активности, который своей целью ставит создание архитектуры в процессе выполнения проекта.

Архитектурное проектирование программного обеспечения, в своей актуальной форме, одной из задач ставит создание артефакта (архитектуры), который должен обеспечить достижение результатов деятельности организаций, использующих программные продукты для реализации своих процессов.

Нужно сказать о том, что окружающий нас мир все более и более зависит от области информационных технологий в целом, а в частности от различного программного обеспечения, которое:

  • Частично или полностью автоматизирует выполнение рутинных операций, которые, как правило, являются наиболее ресурсозатратными;
  • Предоставляет уникальные возможности, связанные с "online" обменом и преобразованием информации в разных целях;
  • Оптимизирует не только использование человеческого капитала, но и затраты, связанные с содержанием недвижимого имущества;
  • И т.д.

Программные продукты – это основной элемент большинства современных высокотехнологичных доменов (сотовая связь , видеотрансляции, охранная деятельность , управление транспортным и другими видами движения и т.д.) деятельности. Сегодня очень трудно (вернее практически невозможно) найти компанию, которая не использует информационные технологии в своей деятельности.

Все, от предприятий малого бизнеса, до традиционных, консервативных по своей природе общественных, финансовых, социальных организации госсектора стремятся автоматизировать выполнение многих рутинных операций. А многие из них не смогут существовать на рынке без применения специализированного программного обеспечения. Об инновационных компаниях и значимости для них информационных технологий говорить излишне.

Информационные продукты, используемые для достижения результатов деятельности организаций, просто уже не существовали бы, а точнее не выдержали проверку временем.

Подобную проверку выдерживают те программные продукты, в процессе создания и внедрения которых была фаза проектирования архитектуры программного обеспечения.

Именно этот этап отличает "временную" программу, разрабатываемую для "залатывания дыр", от осознанного программного продукта, применять и развивать который, организации нацелены на достаточно длительном временном интервале своего жизненного цикла .

В трудах классика сферы информационных технологий - Фредерика Брукса, можно найти следующее отличие программы от программного продукта:

  • Максимально обобщённый диапазон и типы входных данных;
  • Тщательное тестирование;
  • Наличие подробной документации;
  • Программный продукт требует в 3 раза больших временных затрат, чем программа;

В нашем курсе мы будем рассматривать именно программные продукты и некоторые процессы, сопутствующие их реализации.

Именно качественные (или не очень) программные продукты формируют электронный мир программного обеспечения, который не только окружает каждого современного жителя планеты Земля, но формирует его сознание и образ поведения в нем.

Чтобы качественно поддерживать и развивать сегодняшний мир программного обеспечения необходимо целостное понимание того, что именно и каким образом надо развивать, какие ранее допущенные ошибки не следует повторять, а что из прошлого необходимо учесть и использовать сейчас и в будущем.

Программное обеспечение , лежащее в основе мира будущего, должно обеспечивать необходимые качественные характеристики, такие как:

  • Функциональность;
  • Производительность;
  • Надежность;
  • Безопасность;
  • И пр.

Теме создания таких информационных систем, а вернее архитектуре, которая будет являться ядром для подобных информационных продуктов, посвящен наш курс.

Исторические предпосылки к созданию курса. Актуальность архитектурного проектирования программного обеспечения

Начиная с середины 50-х годов ХХ века понятие архитектуры программного обеспечения стало очень широко и бурно обсуждаться в профессиональном сообществе ИТ специалистов. Связано это было с тем, что архитектуру, в её первоначальном способе применения, рассматривали только в виде необходимого базиса создаваемых информационных систем.

Немного оговоримся и уточним – в тот момент архитектуру программного обеспечения понимали как сугубо техническое понятие, т.е. набор программных и системных модулей, оптимально взаимодействующих между собой по заранее спроектированным связям и протоколам, обеспечивающим заданное эффективное функционирование программных продуктов. А программные продукты, в свою очередь , служили для узконаправленных специализированных задач, покрывавших потребности военных целей.

Со временем, по причинам постепенных "рывков" развития сферы ИТ, последующего масштабирования на все области деятельности человечества, архитектура программного обеспечения стала целиком и полностью предметом работы разработчиков программного обеспечения и в большинстве случаев, незримо подразумевалась как часть процессов жизненного цикла разработки информационных систем. Это было связано с тем, что ресурсов на создание программного обеспечения стало выделяться меньше, различные этапы "сращивались", а результатов от разработки, внедрения и применения стали ждать как можно раньше.

С учетом постепенно возрастающего количества запросов к качеству информационных продуктов, складывающегося из множества различных компонентов, так долго продолжаться не могло.

Тема архитектуры программного обеспечения, но уже не только как технического артефакта процесса разработки, обеспечивающего высокие показатели нефункциональных характеристик, но как центральной части программных продуктов, снова стала актуальной.

В последнее десятилетие созрело понимание того, что архитектура программных продуктов должна быть результатом работы не столько программистов, а специальных групп разнопрофильных профессионалов. Эти группы должны быть способны с заданным уровнем качества создать полноценную архитектуру, способную охватить многочисленные составляющие информационных продуктов.

Архитектурное проектирование, это преимущественно инженерная дисциплина, рассматривать которую только с технической или только с бизнес точки зрения не корректно. Она должна быть рассмотрена в взаимосвязаннном комплексе причин возникновения, процессов создания и, соответственно, результатов. Только так удастся установить причинно – следственные связи и выстроить оптимальную систему, на которой сможет быть спроектирована архитектура любой сложности.

Для того чтобы обеспечить результат архитектурного проектирования важно сам процесс проектирования рассматривать еще и с позиции социальной активности, которая должна контролироваться по соответствующим нормам и правилам.

Разработка архитектуры и последующего программного обеспечения это "гибкая" активность современного мира.

Доказано, что на сегодняшнем этапе развития процессов создания программного обеспечения, существующие классические инженерные практики уже не столь эффективны, как несколько лет назад. Они довольно "тяжеловесны" для непостоянных требований и изменяющихся условий окружающего мира.

Также надо отметить, что архитектура это 100% продукт "человеческой мысли", что предъявляет особые дополнительные требования к ключевым аспектам исследования данной профессиональной области.

Результат подобного отношения к архитектурному проектированию характеризует данную активность еще и как социальный объект .

Из всего сказанного следует, что большая роль человеческого фактора заложена в успешное архитектурное проектирование и создание качественного и эффективного программного продукта, поэтому в нашем курсе мы так же уделим дополнительное внимание не только инженерным аспектам архитектурного проектирования, но и социально-менеджерским характеристикам домена разработки и документирования архитектуры программного обеспечения.

Рамки и задачи курса

Разрабатывая курс, мы преследовали цель сделать его доступным и понятным широкому кругу ИТ специалистов, стремящихся развивать свои навыки в области архитектурного проектирования.

Здесь мы не претендуем на открытие "terra incognita" в области проектирования компьютерных программ. Одной из наших основных задач - синтезировать набор имеющихся мировых "best practice " рассматриваемого нами домена, переработать его, дополнить малоизвестной, но важной информацией, обогатить полученную "суть" практическими подходами к работе и методологиями, учитывающими реалии деятельности сотрудников в сфере информационных технологий и ситуацию на рынке разработки информационных программ Российской Федерации.

Другая, не менее важная задача, заключается в том, что мы стараемся пробудить интерес у наших коллег к подробному рассмотрению области разработки требований и последующего документирования архитектур программных продуктов, влияющих, по нашему мнению, на качество и эффективность программного обеспечения настоящего и будущего.

Многие вопросы, которые мы будем поднимать по ходу лекций, не имеют однозначного, а иногда и единого верного ответа. Домен архитектурного проектирования является областью, в которой принимаемые решения субъективны и зависят от многих, различных по своей природе условий, изменяющихся достаточно быстро.

Каждое принятое решение является определяющим для будущей архитектуры информационного продукта и должно быть обосновано, но при этом оно "должно" уметь гибко учитывать и реагировать на направления развития бизнес активностей, для которых оно создается.

При разработке курса мы осветим следующие "высокоуровневые" аспекты, связанные с архитектурным проектированием программного обеспечения:

  1. Характеристики архитектуры программного обеспечения:

    Будут приведены функциональные и нефункциональные/качественные характеристики архитектур, которые, в итоге, являются катализаторами в формировании основных преимуществ и недостатков разрабатываемого программного обеспечения;

  2. Требования, формирующие архитектуру программного обеспечения:

    Будут изложены основные требования, после тщательного анализа которых следует этап проектирования. В ходе этого этапа вырабатываются основные характеристики будущего программного продукта (см.п.1);

  3. Объекты архитектуры программного обеспечения и связи между ними:

    Будут перечислены объекты, объединение которых в единую систему позволит добиться результатов, ожидаемых от использования проектируемых программных продуктов;

  4. "Внешнее" окружение процесса архитектурного проектирования:

    Обзорно освятим факторы, которые будут оказывать влияние на процесс архитектурного проектирования и дальнейшего использования соответствующих программ;

  5. Процесс архитектурного проектирования:

    Опишем то, как должна выглядеть активность, в которой должны быть учтены наиболее эффективные, на сегодняшний день, методологии организации процессов архитектурного проектирования;

  6. "Пакет" документации на архитектуру ПО:

    Приведем список документов, необходимых и достаточных для последующего развития и сопровождения создаваемого программного обеспечения;

  7. Риски, связанные с архитектурой и архитектурным проектированием:

    Изложим наиболее популярные риски, которые встречаются в тех случаях, когда применение созданной архитектуры не соответствует первоначально заданным задачам и условиям её использования;

  8. Уровни архитектуры ПО:

    Приведем те представления архитектуры программного обеспечения, без которых не будет возможным её разработка и последующее использование;
  9. Подходы к созданию архитектуры ПО:

    Изложим наиболее эффективные современные методологии и принципы архитектурного проектирования программных продуктов, их преимущества и недостатки;

  10. Роль системного архитектора:

    Опишем его роль в процессе архитектурного проектирования. Перечислим те навыки и профессиональные качества, которыми должен обладать архитектор информационных продуктов;

  11. Процессы развития и сопровождения архитектуры ПО:

    Расскажем о том, как должны быть выстроены данные процессы, чтобы архитектура программного обеспечения была эффективна в заданных условиях функционирования;

В процессе решения обозначенных задач и освещения аспектов архитектуры и архитектурного проектирования будет происходить изложение материала курса. Довольно часто мы будет прерываться на небольшие паузы, в ходе которых будут приведены практические примеры, подкрепляющие и дополняющие основной материал лекций.

Первоначально планировалось включить в курс еще дополнительное количество материала, также связанного с областью проектирования архитектуры программного обеспечения, но, после первичного анализа предполагаемого объема, стало понятным, что стоит себя ограничить обозначенными выше аспектами. В противном случае мы рисковали бы тем, что курс трансформируется в обширную учебную программу, на составление которой профессиональной жизни 2 авторов будет мало.

Учитывая то, что мы приложили много усилий на ниве бизнес анализа, понятие "рамок курса" будет контролироваться нами на протяжении всего общения с Вами достаточно жестко и дисциплинированно.

Ограничения курса

Под ограничением мы понимаем тот материал, который сознательно не включен в состав курса по причине его не актуальности, "отдаленности" от основной темы.

Перечень ограничений, которыми мы "очертили" рамки нашего курса, включают в себя:

  • Организационные аспекты создания, развития и сопровождения архитектуры и процессов её проектирования:
    • Мы сознательно не стали включать в наш курс аспекты, связанные с управленческими дисциплинами. Область менеджмента обширно и подробно изучена. Для рассмотрения конкретных, интересующих Вас вопросов, можно найти специализированную литературу, но определенные специфические моменты менеджмента, влияющие на архитектуру и архитектурное проектирование, мы обязательно рассмотрим;
  • Процессы разработки кода архитектуры:
    • Процессы разработки "кода" архитектуры, это активности, которые должны следовать после того, как выполнено проектирование архитектуры. С одной стороны, учитывая реальное положение дел в области программной инженерии, нужно сказать о том, что в 60% проектов, связанных с созданием программного обеспечения, проектирование и разработка это процессы, которые выполняются параллельно, но, с другой стороны, такая практика работ является не лучшим "образчиком" создания программного обеспечения. Мы, в определенных частях нашего курса, будем учитывать этот аспект, но, "по умолчанию", абстрагируемся от его влияния. Такой принцип обучения является классическим. Это позволит нам изложить основные моменты, формирующие базисные понятия, наиболее эффективным образом. Этап "кодирования" - это следующий, после архитектурного проектирования шаг. Он будет учтен, но описывать и излагать его мы не будем.
  • Политические, социальные, экономические моменты, влияющие на образ созданного программного обеспечения:
    • Когда речь заходит о каком-то "внутреннем" процессе, а архитектурное проектирование (не архитектура) - это именно такой процесс, оказывающий влияние только на ограниченное число пользователей, то факторы "внешнего" влияния рассматриваются отдельно. Для анализа подобных факторов существует разнообразный инструментарий. В частности, можно привести в пример "PEST" анализ. При необходимости его можно изучить отдельно и использовать результаты проведенного анализа в своих исследованиях.
  • "Человеческий" фактор:
    • Пожалуй, данный аспект наших ограничений - это основная причина самых потрясающих достижений и наиболее запоминающихся провалов при проектировании архитектур программного обеспечения. "Человеческий фактор" и все его составляющие, такие как мотивация, эффективность и т.д. - это части человеческой личности, рассмотрению которых сегодня уделяется большое количество внимания ученых и специалистов, при этом нет предпосылок к тому, что эти тенденции будут ослабевать. Возможно, фокус внимания проводимых исследований сместится в более антропогенно - техническое направление, но внимание к ним со временем будет только усиливаться. При желании, любой сможет найти достаточное количество материала из данной области

Тем самым, мы даем понять нашим коллегам, что курс направлен именно на активности, связанные с разработкой требований, но при этом аспекты, рассмотрение которых необходимо для формирования базиса архитектурного проектирования мы обязательно рассмотрим в нашей работе.

Остается только сожалеть о том, что процессам разработки требований в профессиональной литературе ранее уделялось так мало внимания. Этим курсом мы постараемся заполнить существующую нишу. Особенно этот тезис касается направления разработки требований для активности архитектурного проектирования, которое на 60% определяет будущую эффективность разрабатываемых программных продуктов.

Менеджер высокой готовности QNX Neutrino

Менеджер высокой готовности (High availability manager (HAM)) функционирует в среде операционной системы реального времени QNX Neutrino.

Менеджер высокой готовности обеспечивает:

  • - Мгновенное обнаружение сбоя. HAM применяет сообщения проверки работоспособности (heartbeating), чтобы отслеживать состояние любого компонента, позволяя фиксировать сбои как можно раньше. Если HAM фиксирует определенное условие или сбой, он может немедленно и автоматически посылать сообщение о неисправности другим компонентам;
  • - Адаптированное к пользователю восстановление после сбоя. Используя библиотеку HAM, приложение может дать указание HAM, какие действия по восстановлению должны быть предприняты, в соответствии с порядком, в котором произошли ошибочные условия;
  • - Немедленное повторное соединение. HAM также обеспечивает библиотеку программ для выполнения действий по восстановлению клиента, которая позволяет системе немедленно повторно устанавливать разорванное соединение в случае сбоя компонента;
  • - Анализ после аварийного завершения. Если процесс завершился в результате сбоя, HAM может генерировать полный дамп памяти для последующего анализа этой ситуации. Просмотрев этот файл, можно немедленно точно определить, какая строка кода вызвала ошибку и анализировать данные переменных, чтобы точно определить, что произошло.

В качестве самоуправляемого менеджера HAM устойчив к внутренним сбоям. Если он по каким-либо причинам аварийно останавливается, он может немедленно и полностью реконструировать свое собственное состояние.

Менеджер высокой доступности (HAM) обеспечивает механизм, позволяющий выполнять мониторинг процессов и сервисов в функционирующей системе. Целью менеджера является восстановление вычислительного процесса, когда системные сервисы или процессы выходят из строя, не отвечают или обеспечивают неприемлемый уровень сервиса. Структура HAM прозрачно расширяет механизм локального мониторинга в сетевой мониторинг.

HAM действует как проводник, через который остальная система может как получать, так и доставлять информацию, имеющую отношение к состоянию системы в целом. Система может быть единственным узлом или набором узлов, соединенных через QNET. HAM может выполнять мониторинг специфических процессов и может управлять поведением системы, когда специфические компоненты выйдут из строя и должны быть восстановлены. HAM также позволяет внешним компонентам запрашивать информацию об интересующих событиях в системе, и может выполнять требуемые действия в момент возникновения этих событий.

HAM состоит из следующих трех компонентов:

  • - Объекты (Entities)
  • - Условия (Conditions)
  • - Действия (Actions)

Объекты (Entities) являются фундаментальными единицами мониторинга в системе. По существу объектом является процесс, каждый процесс имеет уникальный идентификатор pid . Каждому объекту соответствует символическое имя, которое может использоваться, чтобы обращаться к этому специфическому объекту. Имена, соответствующие объектам уникальны в системе. Менеджеры в настоящий момент соответствующие узлу, также применяют к узлу уникальные правила. Эти уникальные требования очень похожи на схему наименований, используемую в иерархической файловой системе.

Условия соответствуют объектам. Эти условия представляют собой состояние объекта. Примеры условий:

  • - объект завершился;
  • - объект пропустил сообщение heartbeat;
  • - объект аварийно завершился, генерируется файл дампа памяти;
  • - выполнен рестарт объекта.

Условия (Conditions)соответствуют символические имена, которые также должны быть уникальны внутри объекта.

Действия соответствуют условиям. Условие может содержать множество действий. Действия выполняются каждый раз, когда соответствующее условие выполнено, т.е. истинно. Действия внутри условия выполняются в порядке FIFO (порядок, в котором они были добавлены в условие). Множество условий, которые являются истинными запускаются одновременно в произвольном (arbitrary) порядке. Условия, специфицированные как HCONDINDEPENDENT будут выполняться в отдельном потоке (separate thread) выполнения, параллельно с другими условиями.

Примеры действий:

  • - рестарт объекта;
  • - посылка сигнала некоторому процессу.

Действия также ассоциируются с символическими именами, которые уникальны в пределах специфического условия.

Когда действие в списке действий выполняется ошибочно, можно определить альтернативный список действий, которые будут выполнены, чтобы реализовать восстановление после сбоя данного действия.

Механизм восстановления позволяет выполнить восстановление в случае сбоя единичного сервиса или процесса.

Фактически внутреннее состояние HAM похоже на иерархическую файловую систему, где объекты похожи на директории, условия соответствуют этим объектам как поддиректории, и действия внутри этих условий похожи на узлы листьев этой структуры дерева.

HAM также представляет это состояние как файловую систему в режиме только чтения (read-only) под управлением директории /proc/ham. В результате такого представления произвольные процессы могут также просматривать текущее состояние (например, можно выполнить команду ls /proc/ham).

Мультиплекс-ОВ

Мультиплекс-ОВ представляет собой комплект средств (КС) для организации отказоустойчивых вычислений. Он предназначен для обеспечения отказоустойчивого функционирования серверных приложений в локальной вычислительной сети под управлением ОС МСВС 3.0.

Основные возможности:

Автоматическое восстановление функционирования приложения после сбоя (время восстановления не более 10 сек);

Возможность балансировки вычислительной нагрузки на серверах;

Возможность изменения логики принятия решения при осуществлении балансировки;

Возможность мониторинга и управления работой компонентов кластера серверов и выполняемых на нем приложений;

Возможность расширения списка регистрируемых событий;

Взаимодействие внешних клиентов с КС ОВ;

Контроль технологических параметров функционирования кластера.

В состав комплекта входят следующие программы:

  • 1) Программа «Управление ОВ» обеспечивает управление функционированием КС «Мультиплекс-ОВ», его инициализацию и конфигурирование. Для организации логики управления КС «Мультиплекс-ОВ» используются две основные технологии:
    • - технология управления ресурсами основана на распределении и перераспределении ресурсов между ЦВМ КС «Мультиплекс-ОВ» в зависимости от настроек конфигурации, состояния ЦВМ, состояния самих ресурсов;
    • - технология балансировки нагрузки основана на виртуализации ЦВМ КС «Мультиплекс-ОВ» и перераспределении процессов обработки клиентских запросов между ЦВМ;
  • 2) Программа «Организация ОВ» обеспечивает реализацию функций управления процессом организации отказоустойчивых вычислений. В процессе подключения и отключения новых ЦВМ к системе ОВ происходит масштабирование системы, При этом логика управления ресурсами берет на себя функции их распределения между работающими ЦВМ системы. Кроме того, на основе анализа состояния системы ОВ в целом, определяется наличие кворума и целесообразность продолжения функционирования сегмента, как элемента ОВ;
  • 3) Программа «Мониторинг ОВ» обеспечивает мониторинг и управление работой компонентов КС «Мультиплекс-ОВ». Мониторинг необходим для отслеживания событий, требующих вмешательства оператора. При правильных настройках конфигурационных файлов КС «Мультиплекс-ОВ» оператор автоматически извещается о всех нарушениях работы. Задачей оператора является своевременное информирование соответствующих или иных служб и инициирование ликвидации сбоя;
  • 4) Программа «Сопряжение ОВ» обеспечивает сопряжение различных модулей и их совместное функционирование в составе КС «Мультиплекс-ОВ»;
  • 5) Программа «Тестирование ОВ» обеспечивает тестирование функций КС «Мультиплекс-ОВ».

На ЦВМ, входящих в состав кластера серверов Мультиплекс-ОВ, для выполнения программ должно быть настроено сетевое взаимодействие между ЦВМ по протоколу TCP/IP.

Реализация отказоустойчивого функционирования достигается за счет реализации двух механизмов: механизма управления ресурсами кластера и механизма балансировки нагрузки.

Входными данными для КС Мультиплекс-ОВ являются события изменения узлов и/или ресурсов кластера. Выходными данными КС Мультиплекс-ОВ являются новые оптимальные состояния узлов и ресурсов кластера как результат соответствующей миграции процессов, ресурсов и приложений.

Обоснование разработки

При разработке отказоустойчивого бортового вычислителя возникла необходимость создания программного обеспечения, которое позволяло бы человеку-оператору, находящемуся за удаленным терминалом или рядом с самим комплексом, настраивать работу системы, создавать различные конфигурации кластера, запускать и тестировать их, а также проводить быструю диагностику состояния работающего кластера.

Актуальность разработки отказоустойчивого кластера подтверждается полным отсутствием программного обеспечения такого типа для рассматриваемой операционной системы QNX 4.25. Необходимость разработки именно под данную операционную систему обусловлена ее гибкостью, встраиваемостью и масштабируемостью, а также низкими системными требованиями и очень высокой надежность, которые полностью соответствуют заявленным заказчиком требованиям. Также стоит отметить, что операционная система QNX 4.25 сертифицирована для использования Государственной технической комиссией при Президенте РФ для подобных разработок.

Сколько программ установлено на вашем компьютере? У меня это число варьирует в промежутке между 50-100. У моих знакомых менее пристрастные требования к функциональности компьютеров, но и у них общее количество программ редко когда опускается ниже отметки в 30 установленных программ.

Так получается, что идеальных программ не бывает и разработчики «обречены» на постоянное совершенствование кода своих продуктов. Мы же, рядовые пользователи, не нуждаемся в постоянной трате времени, ведь мы просто пользуемся плодами трудов разработчиков. Но это не избавляет нас от необходимости постоянного слежения за выходом обновлений. На что требуется уделять время. Вот такой замкнутый круг с неизбежной необходимостью тратить свое время на вышеописанные действия.

Причин для обновления софта может быть несколько. Первая и самая актуальная – это устранение критических уязвимостей в программах, позволяющих злоумышленникам получить доступ к вашему компьютеру либо нанести какой-либо другой вред. Наиболее распространенные такие уязвимости в программах от компании Microsoft (в том числе и ОС), особенно в приложениях имеющих непосредственное взаимодействие с интернетом. Это связанно с массовым распространением данных видов программ. Те, кто пишет вирусы и трояны, ориентируются на массового пользователя, и так будет всегда, с этим нельзя ничего поделать. Даже если всем на планете поменять ОС с Windows, например, на Linux, которая известна своей защитой от вирусов и уязвимостей, то ничего не поменяется. Да, в первое время резко уменьшится количество вирусов и вредоносных программ. Но впоследствии, разработчики вредоносного программного обеспечения приспособятся к новым условиям, и тенденция продолжится в прежнем направлении. В реальности же, писатели вирусов и вредоносного ПО на несколько лет опередили самых опытных пользователей ПК, так что они даже быстрее всех вас привыкнут к новым условиям. Поэтому все, что нам остается – это следить за обновлениями и вовремя их устанавливать.

Второй причиной, по которой стоит устанавливать обновления программного обеспечения – это постоянное внедрение новых возможностей в программные продукты. Определенной категории людей сложно постоянно изучать нововведения, но другой части – это не просто легко, но и даже интересно. Большое количество людей ждет появления новых функций в любимом софте с большим нетерпением. Так, например, многие ожидают появления новых удивительных фишек и примочек от Photoshop. Это своего рода эволюция, ведь компьютеры постоянно совершенствуются и модернизируются, и программное обеспечение развивается вместе с ними.

Вот мы и подошли к третьей причине. А именно – обновление программ с целью совместимости их с новым аппаратным обеспечением. Сюда входит обновление драйверов и пользовательского софта.

Продолжать перечень причин можно еще долго, но главная идея всех этих причин – это то, что обновление программного обеспечения это не прихоть, а реальная необходимость.

Для облегчения задачи пользователям, несколько компаний и отдельных программистов догадались разработать систему проверки установленных у вас программ на наличие обновление. Я сам такими пользуюсь. Но еще более совершенная система интегрирована в ОС Linux, где при помощи программы входящей в базовый комплект ОС можно не только узнать о наличии обновлений, но и обновить все программы в автоматическом режиме. Необходимость такого продукта в операционных системах семейства Windows, на мой взгляд, вполне естественна и закономерна. Но вот разработчики «окон» совершенно не замечают этого, или просто игнорируют.

В заключении поведем выводы:

1 – Обновлять ПО, драйверы и ОС НУЖНО! И те, кто отрицает данный факт, тем, кому ближе статичность, давно отстали от темпов развития современного мира. Ведь вся жизнь динамика, нельзя полагаться на одни продукты, особенно на продукты в сфере программного обеспечения.
2 – На обновление приходится тратить время и с этим поделать ничего нельзя, по крайней мере, сейчас.
3 – Не стоит полагаться на советы других и «тенденции моды», нужно пользоваться только теми программами, которые удобны именно вам.


Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций.


Осенью 2007 года в рамках национального приоритетного проекта «Образование» осуществляется разработка и апробация пакета СПО. Этапы проекта: Закупка на 3 года лицензий на распространенное проприетарное программное обеспечение (СБПО) распоряжение о разработке пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) 2007 год


В июле 2007 года президиумом Совета по приоритетным национальным проектам была поддержана инициатива Мининформсвязи России по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения. Объем средств, выделяемых в рамках федерального бюджета на разработку и внедрение пакета СПО в пилотных регионах, составил 59,5 млн рублей. "Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой» Д.А. Медведев.


В 2009 году на установку отечественного ПО на всех персональных компьютерах и адаптацию ранее разработанных приложений для его использования предполагается направить 650 млн рублей. Для определения компании, которая осуществит реализацию этого проекта, был объявлен конкурс. Он был проведен в России осенью 2007 года. Его победителем стала группа «Армада». Согласно подписанному контракту, стоимость которого составила 59,5 млн. руб., «Армада» обязалась разработать и протестировать пакет свободного ПО.


2008 год В течение 2008 года данный комплект устанавливается более чем в 1000 школах республики Татарстан, Пермского края и Томской области.После внесения необходимых доработок, подобными программными продуктами оснащаются еще более 60 тысяч российских школ. В реализации проекта «Армаде» помогают ведущие российские разработчики свободного ПО «АЛЬТ ЛИНУКС», Linux-online, ЛИНУКС-ИНК и ВНИИНС, а также системные интеграторы РАМЭК и НЦИТ.




« Массовое внедрение свободного программного обеспечения, которое должно прийти в школы в качестве альтернативы коммерческим продуктам, планируется в 2009 году, - рассказала Альбина Константинова, директор Окружного методического центра ЮОУО. - Но в одночасье освоить и внедрить в образовательный процесс новую программную среду учителям и административным работникам школ будет совсем не просто. Именно поэтому мы приняли решение познакомить работников школ с СПО заранее, еще до момента, когда в их компьютерный класс с установленными новыми программами войдут учащиеся».


Сайт проекта сайт проекта


2009 год Доработка и распространение ПСПО. По планам правительства в 2009 году предполагается внедрение ПСПО во всех образовательных учреждениях России с целью создания условий для альтернативного выбора программного обеспечения. "Таким образом, школам будет предоставлен выбор", - подчеркнул в своем выступлении Максут Шадаев, директор Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России.


В 2009 году все школы, получив ПСПО и имея действующие лицензионные соглашения в рамках проекта "Первая помощь 1.0", смогут принять обоснованное решение о том, какое программное обеспечение следует использовать в дальнейшем. Пингвинизация школ: «за» и «против» На самом высшем уровне вопрос об использовании свободного ПО в российских школах уже решен положительно. Но в официальных заявлениях всячески подчеркивается, что СПО – дело добровольное и за школами сохранится право выбора.


Аргументы против: Отсутствии драйверов для компьютерной периферии (хотя это опровергают опубликованные результаты Linux Driver Project (LDP): эта ОС поддерживает самое большое количество устройств, в сравнении с коммерческими аналогами) Совместимость с форматами и Windows- приложениями (мы работаем на Windows потому, что нет приложений под Linux, а приложений нет потому, что все работают под Windows)


Большой объем унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности (но как правило, лучшие образцы свободного ПО являются кроссплатформенными, что позволяет осуществить переход на новую среду плавно и безболезненно. Единственное программное обеспечение, с которым могут быть проблемы – это обучающие программы, разработанные в последние годы в России практически исключительно для платформы Windows). главным препятствием в российских условиях может стать отсутствие квалифицированных кадров


Лицензионная чистота (позволяет каждому распространять и использовать Linux без каких-либо ограничений.). Экономия бюджетных средств (на коммерческое ПО для школ в годах запланированы расходы в 2,6 млрд. рублей, на проект по внедрению СПО – всего 650 млн.) В работе «Линукса» почти никогда не происходит фатальных сбоев, после которых приходится перезагружать компьютер. Аргументы за:


Защита национальной безопасности и прекращение дотирования американской экономики (всегда существует риск, что в закрытых программах есть некоторые недокументированные функции, которые, например, позволяют системе самостоятельно обмениваться данными с производителями, не сообщая об этом пользователю) Способность Линукса удовлетворительно работать на слабых машинах


Во время установки можно указывать самые различные параметры, которые помогут вам выбрать ту конфигурацию, которая подходит именно вам. Будь то компьютер исключительно для работы, медиа центр, ноутбук, веб-сервер, сервер для хранения данных или даже маршрутизатор сети. Linux славится своей превосходной совместимостью с другими операционными системами. Например, «Пинвгин» может без проблем считывать, записывать, копировать, стирать и производить другие действия с файлами, которые расположены на разделах жёсткого диска, где установлена Windows.


Отсутствием вирусов и большим пакетом программ, доступных для использования в учебной деятельности. Выбор среди дистрибутивов Linux внушительный несколько сотен версий, и каждая наделена своими специфическими характеристиками. При этом все системы совместимы друг с другом. Все это позволяет пользователю выбрать ту версию, которая подходит ему больше всех.


Возможности работать с исходным кодом открытых операционных систем, которая отсутствует в Windows. Наличие международного сообщества (дистрибутив Linux активно поддерживается сообществом из тысяч пользователей по всему миру, которые всегда готовы прийти на помощь новичку). Открытость и познаваемость (все программные продукты, составляющие дистрибутив, документированы и сопровождаются исходными текстами. Исходные тексты можно свободно изучать, дорабатывать и собирать из них улучшенные версии программных продуктов).


Возможность поставить Linux второй операционной системой. Комплект ПСПО содержит все необходимые программы для изучения информатики в школе, а также программы для преподавания алгебры, геометрии, физики, химии и других предметов в старших классах, программы для обучения младших школьников и программы для организации элективных курсов и углублённого изучения информатики.


Конфигурация оборудования Типовая конфигурация 1: Процессор x86-32 (233 МГц); 128 МБ ОЗУ; CD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 256 цветов); клавиатура, мышь Типовая конфигурация 2: Процессор x86 (667 МГц); 256 МБ ОЗУ; DVD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 256 цветов); клавиатура, мышь Типовая конфигурация 3: Процессор x86 (1,5 ГГц); 1024 МБ ОЗУ; DVD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 16,7 млн цветов); клавиатура, мышь Терминальный сервер (сервер для класса из12 рабочих мест) Процессор x86 (2 ГГц); 2 Гб ОЗУ;Жёсткий диск 2*160 Гб; 2 Ethernet-адаптера, DVD-ROM;




WindowsLinux Растровый графический редактор Paint Adobe Photoshop Растровый графический KPaint Gimp Редактор HTML-документов Microsoft Frontpage Редактор HTML-документов Quanta Plus Эмулятор приложений Windows (Используется исключительно для запуска приложений, которые были специально созданы для учебного процесса: тренажер мышки и клавиатуры, интегрированная среда учебного языка программирования и т.п.) - Wine Файловый менеджер Norton Commander и FAR Manager Total Commander Файловый менеджер Midnight Commande Gnome-Commander




Создание схем и диаграммKdia Рабочий столKDE, Gnome Мультимедиа плеерXmms, Xine Язык программированияFreePascal Программы для работы с периферией (принтером, сканером, CDRW и т.п.) Cups, Xsane, K3b и др. редактор формул.OpenOffice.org Math позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. OpenOffice.org Draw Linux


Нельзя не упомянуть, что и просмотр фильмов в любом из форматов (DVD, MPEG4 и других) под Линуксом удобнее, так как все необходимые кодеки устанавливаются вместе с системой. Blender - свободный аналог 3D Max и 3D Maya и множество других всевозможных приложений на все случаи жизни. Книги по Линукс Здесь представлен список книг, которые предлагает компания ALT Linux К. Маслинский, книга+диск ALT Linux снаружи. ALT Linux изнутри (416 стр. 1DVD) руб. Г.В. Курячий, К.А. Маслинский Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие (387 стр., твед.пер.) руб. Г.В. Курячий


Статья Ричарда Столлмана, основателя Фонда свободного программного обеспечения. «Почему школам следует использовать только свободные программы». 1. Свободное ПО может помочь школам экономить деньги 2. Даёт свободу копировать и распространять компьютерные программы 3. Если школы обучают людей использовать свободные программы, тогда люди будут использовать свободные программы после того, как закончат школу.


4. Образовательные учреждения, которые использую свободные программы позволят развиваться одаренным программистам среди учеников. 5. Обучение людей использованию свободных программ и участию в сообществе разработчиков и пользователей свободных программ -- это практическое обучение гражданственности. Это также учит людей ролевой модели общественно полезной деятельности и взаимопомощи, а не модели пренебрежения окружающими. Оригинал статьи: перевод: Vladimir B. Tsarkov


В ноябре 2009 стартовал проект «Обеспечение поддержки внедрения ПСПО в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (НП-12), чтобы по окончании срока использования пакета «Первая помощь 1.0» и «Первая Помощь 2.0» каждая школа могла решить работать ли им на лицензионном ПО и выплачивать определённую сумму за поддержку лицензии или перейти на свободное программное обеспечение.


Проект включает в себя три задачи: "Развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации». "Оказание услуг технической поддержки общеобразовательных учреждений Российской Федерации при внедрении и использовании пакета свободного программного обеспечения. "Обучение специалистов сферы образования внедрению пакета свободного программного обеспечения и использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе.


13 февраля 2010 года Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества Российской Федерации утвердил план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (Пр-357)


Наименование мероприятия Объем и источник предусмотренного финансирования (млн. рублей) Целевой индикатор Показатели (нарастающим итогом) Ответственные исполнители 2010 год* 2011 год (справочно) ** Обеспечение перехода ОУ на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения Всего – 20,0, из них: из федераль ного бюджета – 20,0 Всего – 20,0, из них: из федеральн ого бюджета – 20,0 доля ОУ, использую щих разработан ный пакет СПО не менее чем на 50% имеющихся ПК, в среднем по субъекту РФ 13% 25% 35% Минобрнауки России, органы исполнитель- ной власти субъектов РФ

Рассказать друзьям