Программный язык 1с. Формат описания элементов языка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Встроенный язык программирования программ 1С:Предприятие - это язык программирования, используемый в семействе программ автоматизации учета «1С:Предприятие». Этот язык относится к классу предварительно компилируемых предметно-ориентированных языков высокого уровня. Его средой исполнения является платформа 1С:Предприятие (включая и 1С:Бухгалтерия). Его визуальная среда разработки называется «Конфигуратором» и является частью пакета 1С:Предприятие.

Язык поддерживает синтаксис команд на русском и английском языке. Диалекты встроенного языка для версий 1С:7.0, 1С:7.5 и 1С:7.7 с незначительными исключениями совместимы «снизу вверх». Диалекты для 1С:7х совместимы с 1С:8х по основным операторам, однако значительно отличаются по работе с объектами приложений, вследствие чего практически лишен смысла перенос кода с платформы 1С:7х на платформу 1С:8х.

По своему синтаксису язык программирования 1С:8 похож на язык Visual Basic. Платформа предоставляет фиксированный набор основных классов, которые предназначены для решения типовых задач своей прикладной области. Некоторые базовые классы:

  • Документ,
  • Журнал документов,
  • Константа,
  • Обработка,
  • Отчет,
  • Перечисление,
  • План счетов,
  • Справочник и др.

Из этих базовых классов можно средствами визуального конфигурирования создавать любое число порожденных классов. Причем отсутствует возможность программно определить новый класс. Допускается только явная ступень в наследовании классов. Объекты порожденных классов, как правило, представляют собой записи в базе данных или наборы записей. В терминах языка 1С они называются объектами метаданных и образуют так называемое «Дерево метаданных».

Видами этих объектов метаданных являются Бизнесс-процессы, Документы, Задачи, Обработки, Отчеты, Планы видов расчета и характеристик, Планы счетов, Регистры накопления, расчета и сведений, Справочники. Проекты, написанные на языке 1С:Предприятия, называют конфигурациями. Продажа, внедрение и сопровождение 1С и ее конфигураций является основной коммерческой деятельностью фирм-партнеров 1С.

Существуют также дополнительные компоненты, расширяющие основные классы, позволяющие их свободное создание и изменение. Однако эти компоненты не рекомендованы фирмой-разработчиком к использованию. На практике их использование влечет за собой отказ от технической поддержки со стороны фирмы 1С и ее партнеров.

Так, например, компонента 1С++ расширяет язык средствами полноценного ООП. Ее использование расширяет возможности по конфигурированию 1С. Это - свободный продукт, распространяемый под открытой лицензией GNU GPL.

Существует также свободный проект 2C, который не использует проприетарных модулей от фирмы 1С и других производителей ПО. Это - переписанное что называется «с нуля» расширяемое ядро системы, подобной 1С, которое свободно распространяется под лицензией GNU GPL. «Встроенные объекты» 1C, такие как регистры и справочники, являются в нем переопределяемыми прикладным программистом классами.

Первоначально язык 1С носил рабочее название «1Сик», которое произносилось как «одинэсик». Однако оно быстро исчезло из употребления в официальных источниках. При упоминании этого встроенного языка в документах сейчас принято называть его «1С Язык программирования». На данный момент он не имеет собственного названия, удобного для устного произнесения. В контексте обсуждения пакета 1С:Предприятие его часто называют просто «встроенным языком».

Хотелось бы завершить обзор примером программы, выводящим традиционное приветствие для новичков, изучающих язык программирования:

Сообщить("Здравствуй, Мир!");

Этот код будет работать в 1С:Предприятие версии 7.7.

21.12.2010

Предыдущие публикации:

Даже если вы заранее изучали другие языки программирования, например, C++, PHP, Java, стоит помнить, что 1С хоть и во многом сходе, но все-таки имеет много принципиальных различий.

Самое главное в 1С – то, что не нужно придумывать свои виды объектов. Все они уже есть в конфигурации.

Установите технологическую платформу 1С себе на компьютер, и откройте в конфигураторе новую или уже существующую базу. Для начала можно использовать абсолютно для обучения программированию.

В левой части окна вы увидите дерево объектов конфигурации. К ним относятся документы, справочники, регистры, бизнес-процессы и многое другое.

Данные так же хранятся в СУБД, но разработчик обычно не работает с ними напрямую. При помощи технологической платформы программист обращается уже к объектам конфигурации или информационной базы.

В 1С, как и во многих других языках программирования, очень часто используются запросы. схож с языком T-SQL. Запросы можно писать как на английском, так и на русском, в прочем, как и остальной код.

Вроде бы все просто, но для работы «в полевых условиях» одного знания языка программирования чаще всего не достаточно. Дело в том, что в большинстве организаций, использующих 1С, установлены типовые конфигурации, и их нужно знать.

В плане работы для 1С программистов существуют две основные ветви: франчайзи или работа «на себя» и работа в качестве штатного программиста it-отдела какой-либо организации. Данный выбор зависит только от ваших предпочтений.

При работе в франчайзи, на фрилансе или ведении собственного бизнеса оплата будет сдельная. Работы может быть много и нужно выкладываться по-полной. Верхней планки по заработной плате здесь нет, и вы можете заработать внушительную сумму денег.

Если вы решите работать на фрилансе, либо открыть собственный бизнес, не нужно будет ни с кем «делиться» своим заработком (кроме государства и фрилансовой площадки естественно). Но в таком случае и клиентов будет необходимо искать самостоятельно.

Если вы все же решили устроиться в организацию в качестве штатного программиста, то будете мало зависеть т объема выполненной работы. В данном случае есть некая стабильность, но и зарплатная планка ограничена.

Конечно же, эти два способа можно совместить, работая штатным программистом днем и на фрилансе по вечерам.

Что хорошо у 1С программистов, так это то, что у вас может не быть технического образование (например, вы экономист, бухгалтер и т. п.). Для подтверждения своих знаний перед клиентами или работодателем вы можете предоставить свои сертификаты 1С.

Сертификаты бывают различных видов, как по платформе (для программистов), так и по типовым решениям. Получить их можно в фирме 1С, сдав экзамен в виде теста или практического задания.

Книги по 1С

Лучше всего изучать 1С по книгам, которые были изданы фирмой 1С. Так сказать, от первоисточника. Некоторые из них идут с поставками типовых конфигураций. Так же вы можете купить отдельные книги.

Книга «1С:Программирование для начинающих» предназначена для людей, далеких от программирования, но желающих научиться создавать собственные решения на 1С 8.3 с самого нуля.

«Hello, 1C» показывает самые простые, основные возможности разработки прикладных решений в системе 1С:Предприятие 8.

В «101 совете» описаны различные способы решения одних и тех же задач.

Практическое пособие разработчика 1С Предприятие 8.3 — очень подробное пособие, описывающее приемы разработки с простыми и понятными примерами. Данная книга одна из самых лучших для изучения 1С программирования.

В данном пособии описывается язык запросов с нуля для тех, кто не знаком даже с SQL.

Как правило, изучение любого языка программирования начинается с примера написания первой простейшей программы (“Hello world!”). Делается это для того, чтобы наглядно показать работу с базовыми синтаксическими конструкциями. Мы не будем делать исключение из этого общепринятого способа подачи материала при изучении новой среды разработки и поэтому нашу первую статью следует рассматривать в этом же ключе. В ней мы подробно разберем ответы на следующие вопросы, касающиеся программирования на платформе «1С:Предприятие 8»:

  • Где и при помощи чего писать программный код на встроенном языке 1С?
  • Что такое программные модули, какие существуют правила работы с ними?
  • Что такое переменная, как с ней работать, как и где её объявлять?
  • Какие операторы сравнения, присваивания и условий существуют и как их применять?
  • Булевы операции – что это и как с ними работать?
  • Зачем нужны циклы и как их использовать?

Статья будет полезна всем тем, кто еще не знаком с разработкой на платформе «1С:Предприятие 8», но хочет научиться программировать на 1С.

Применимость

Материал актуален для платформы «1С:Предприятие 8» редакций 8.2. и 8.3.

Переменные и операторы

В этой статье мы приступаем к изучению встроенного языка 1С:Предприятие 8. Исполняемый код содержится в программных модулях.

Существует достаточно большое количество модулей, которые предназначены для обработки различных событий.

Так, вход пользователя в систему обрабатывается в одном модуле, а обработка нажатия пользователя на некоторую кнопку – в совершенно другом.

Таким образом, каждый модуль описывает поведение конфигурации в определенной точке. В модуле содержится, прежде всего, раздел описания переменных. Т.е. мы можем объявить в модуле некоторые переменные.

В дальнейшем они могут быть использованы в процедурах и функциях этого модуля. Если переменная определена с ключевым словом Экспорт, то она будет доступна вне данного модуля. Пример строки объявления переменных:

Перем Склад, Подразделение, Кладовщик Экспорт;

После объявления переменных содержится раздел процедур и функций.

За ними располагается раздел основной программы, который будет выполняться в момент обращения к данному модулю.

Например, в разделе основной программы можно осуществить инициализацию переменных, т.е. присвоить им некоторые начальные значения:

Состояние=1;
НовоеВыражение=2;
Результат=3;

Модуль можно представить, как комбинацию различных операторов, которые выполняют разные нужные нам действия.

Разделителем операторов является символ «;» (точка с запятой). Этот знак является признаком окончания оператора. Т.е. оператор может быть записан в таком виде:

Результат=100Х200
+400
-600;

При этом не важно, на скольких строках располагается оператор.

Конечно, чаще удобнее и нагляднее располагать оператор в одной строке, но иногда операторы являются достаточно длинными (число строк обоснованно может достигать нескольких десятков).

Точку с запятой можно не ставить в завершающем операторе данной конструкции, например, процедуры. Т.е. следующий код будет работать:

Процедура ВычислениеЗначения()

ИсходноеЗначение = 100;
ПромежуточноеЗначение = ИсходноеЗначение/5;
ИтоговоеЗначение = ИсходноеЗначение+ПромежуточноеЗначение

КонецПроцедуры

Однако лучше использовать точку с запятой в завершающем операторе. Не исключено, что со временем конструкция будет продолжена, и завершающий оператор окажется уже не завершающим. Придется специально отслеживать эту ситуацию.

Переменные предназначены для того, чтобы хранить некоторые значения любого типа данных. Они используются для промежуточного хранения информации, для обработки.

Практически в любом программном модуле, который выполняет некоторые действия, есть различные переменные. Типизация переменных по значениям в Платформе 1С:Предприятие 8 мягкая.

Например, переменная может содержать значение одного типа данных, а через несколько строк – другого типа:

Создан = Ложь;
Создан = Истина;
Создан =100;

В первых двух операторах значение переменных булевское, а в третьем оно меняется на числовое значение. Т.е. типизация зависит от того значения, которое присваивается данной переменной.
Описывать переменные можно двумя способами:

  • неявный способ (упоминание в левой части оператора присваивания описывает данную переменную, нет предварительного описания переменной со словом Перем, т.е. нет специального раздела описания переменных);
  • явное описание переменных (Перем КонтрольныеДанные;). Явное описание переменных используется, например, если предполагается последующая передача этой переменной в функцию.

Для названия переменных используется классическое описание идентификатора. Идентификатор состоит из букв, цифр и знаков подчеркивания. Начинаться идентификатор должен либо с буквы, либо со знака подчеркивания.

При этом название переменной должно отображать смысл данной переменной. Названия переменных из одной буквы (типа А, В, С) являются плохими примерами. Они не отражают суть переменных.

Примеры правильного названия переменных: Счетчик (увеличивающаяся переменная для цикла), Контрагент. Если имя переменной содержит несколько слов, то каждое новое слово, для наглядности, следует начинать с большой буквы.

В названии переменных нельзя использовать зарезервированные слова, такие как Процедура, Функция, Цикл, КонецЦикла и т.д. (эти конструкции выделяются в программном модуле красным цветом).

Зарезервированные слова – это операторы встроенного языка и их достаточно небольшое количество. Все они представлены в Синтакс-помощнике .

Следует отметить, что типы данных к зарезервированным словам не относятся (например, Массив, Булево, Истина, Ложь). Система такие имена переменных воспримет корректно.

Для написания программного кода регистр не имеет никакого значения. Например, слово Процедура можно писать как с большой, так и с маленькой буквы. Более того, большие и маленькие буквы можно чередовать внутри слова.

Для Платформы это не имеет никакого значения. Тем не менее, по правилам хорошего тона начало слова нужно писать с большой буквы, все остальные буквы маленькими.

По поводу языка. Можно использовать и русский язык, и английский, и комбинацию двух языков. Если кому-то удобно, можно спокойно использовать английский язык для написания программного кода, а также комбинировать русский и английский языки. Для Платформы это не важно.

Многие названия на английском языке довольно сложно помнить. При использовании комбинации двух языков ухудшается читаемость программного кода.

Булевы операции

В операторах сравнения очень часто используется булевская логика, которая возвращает значение Истина или Ложь.

Например, в условном операторе можно сравнивать: Если Событие = Продажа Тогда алгоритм пойдет по одной ветке (т.е. при значении Истина), по условию Ложь выполняется другая ветка алгоритма.

Условия могут быть достаточно сложными, они могут комбинироваться, при этом применяются следующие операторы: И, ИЛИ, и НЕ. Так, для оператора И:

Истина И Истина = Истина;
Истина И Ложь = Ложь;
Ложь И Истина = Ложь;
Ложь И Ложь = Ложь.

Для опрератора ИЛИ достаточно, чтобы один из операндов был равен Истина, тогда и значение комбинации будет Истина. Значение Ложь получается только в том случае, когда оба операнда Ложь.

Оператор НЕ просто инвертирует текущее значение (Ложь в Истину, Истину в Ложь).

С помощью комбинации данных операторов можно строить достаточно сложные условия. При составлении сложных условных операторов следует учитывать приоритеты.

Высший приоритет имеет оператор НЕ, следующим идет оператор И, а за ним оператор ИЛИ. То, что заключено в скобки, имеет самый высший приоритет и выполняется в первую очередь.

Например, расставим приоритеты (последовательность выполнения) для операций в приведенном выражении:

НЕ(Условие1 ИЛИ Условие2) И Условие3 ИЛИ Условие4
1. Результат1 = (Условие1 ИЛИ Условие2);
2. Результат2 = НЕ Результат1;
3. Результат3 = Результат2 И Условие1;
4. Результат = Результат3 ИЛИ Условие4;

Существует правило преобразования:

НЕ (Условие1 ИЛИ Условие2) = НЕ Условие1 И НЕ Условие2.

Однако не следует всегда стремиться упростить выражение, поскольку зачастую, по логике, проще читается выражение развернутое.

Оператор присваивания

Не следует путать оператор присваивания с равенством, не смотря на то, что у них одинаковое написание.

Принцип работы оператора присваивания таков, что левому значению (переменной с левой части) присваивается то значение, которое находится справа от знака равенства. Разберем пример:

Переменная1 = Переменная2 = Переменная3;

Переменной1 присваивается значение равенства из булевской логики, т.е. Истина, если Переменная2 = Переменная3, или Ложь в обратном случае.

При тестировании на должность начинающего программиста довольно часто используется задача: поменять значения двух переменных местами.

Данная задача решается с использованием оператора присваивания и имеет два решения.

Решение №1 с использованием временной переменной:
ВременнаяПеременная = Переменная1;
Переменная1 = Переменная2;
Переменная2 = ВременнаяПеременная;

Решение №2:
Переменная1 = Переменная1 + Переменная2;
Переменная2 = Переменная1 – Переменная2;
Переменная1 = Переменная1 – Переменная2;

Условный оператор

Есть такой оператор Если, после которого необходимо описать некоторое условие (само условие может быть достаточно большим). После условия следует слово Тогда и выполняемые операторы.

Далее может следовать ключевое слово Иначе и серия других операторов. Если разных условий несколько, можно использовать серию ключевых слов ИначеЕсли (см. пример ниже). Вся конструкция обязательно завершается ключевым словом КонецЕсли , после чего следует знак точки с запятой.

Кроме простого и множественного условия существует сокращенная форма условного оператора: ?(Условие, Выражение1, Выражение2);

Если условие истинное, то будет выполняться Выражение1 , в противном случае – Выражение2 . Пример кода: ДорогойТовар = ?(Товар.Цена>100000, Истина, Ложь);

На практике вместо записей сравнения со значением Истина (Ложь ) типа:

Если Переменная = Истина Тогда
и
Если Переменная = Ложь Тогда

реально используются эквивалентные записи:

Если Переменная Тогда
и
Если НЕ Переменная Тогда

Циклические операторы

Для любого вида цикла обязательно явное указание окончания этого цикла с помощью ключевого слова КонецЦикла . Существует несколько типов циклов.

Цикл по счетчику – цикл с фиксированным количеством повторений. Условием выхода из цикла является превышение граничного значения. Пример использования для расчета значения А!

А = 5;
Факториал = 1;
Для Счетчик = 1 По А Цикл
Факториал = Факториал * Счетчик;
КонецЦикла;

Цикл по условию – выполняется пока истинно условие данного цикла. Пример:

ОстатокСуммы = 1000;
ЦенаДополнительногоТовара = 243;
Количество = 0;
Пока ОстатокСуммы>0 Цикл
Количество = Количество+1;
ОстатокСуммы = ОстатокСуммы – Количество*ЦенаДополнительногоТовара;
ЦенаДополнительногоТовара = ЦенаДополнительногоТовара * 0.8;
КонецЦикла
Количество = Количество-1;

Данный цикл вычисляет, сколько единиц товара можно купить на данную сумму (1000 рублей), если после покупки каждой единицы товара предыдущая его цена умножается на коэффициент 0,8. Изначальная цена товара – 243 рубля.

Примером ошибки при использовании данного вида цикла новичками является вечный цикл, когда изначально условие цикла истинно, а в рамках самого цикла оно никак не изменяется.

Цикл по коллекциям (другое название Для каждого).

В Платформе существует достаточно большое количество коллекций (это такие контейнеры, которые содержат элементы определенного типа).

Обойти элементы коллекции можно с помощью цикла специального вида.

Например, существует массив чисел, необходимо посчитать сумму всех элементов массива:

Сумма = 0;
Для каждого Элемент Из Массив Цикл
Сумма=Сумма+Элемент;
КонецЦикла;

Для циклов существуют специальные операторы: Продолжить и Прервать .

Если в некоторой точке цикла выполнение дальнейших операторов данного витка становится бессмысленным, то чтобы вернуться на начало цикла и организовать его следующий виток используется оператор Продолжить .

Оператор Прервать позволяет закончить выполнение цикла, даже если условие цикла истинно.

На этом мы завершаем наше первое знакомство с разработкой на внутреннем языке 1С.

А как же Hello World? Мы же его еще не написали, да? Да, но ничто не мешает вам сделать это самостоятельно, т.к. знаний УЖЕ достаточно. Ну а если не получается, то можете подглядеть сюда.

1. Что из себя представляет язык 1с.
2. Методы, переменные, другие конструкции языка.

Что из себя представляет язык 1с.

Любой язык программирования предназначен для указания программе выполнения необходимых для нас действий. Написание кода похоже на составление инструкции, в ней мы указываем, что сделать и в каком порядке. Весь исполняемый код конфигурации может находиться только в модулях, рассмотрим основные 4 вида:

1. модуль приложения

2. общие модули

3. модуль объекта

4. модуль формы.

В разных видах модулей код исполняется на разных этапах выполнения программы. В модуле приложения код может исполняться при запуске программы или при закрытии, в общих модулях во время вызова из других модулей, в модуле объекта – при действиях над объектом (создание, изменение, удаление), в модуле формы – во время действий над формой. Что можно использовать при написании кода:
Переменные, объекты и их реквизиты, методы созданные нами (программистами 1С) и системные (встроенные в платформу), а также конструкции встроенного языка.

Методы, переменные, конструкции языка

Переменные используются для хранения данных во время сеанса работы пользователя. Переменная это такое слово которое начинается с буквы(русской или английской) или со знака подчеркивания «_» и состоит из букв цифр и знаков подчеркивания.
Например :

  • ЭтоПеременная
  • _ЭтоПеременная
  • _Это1_Переменная

То, что буквы могут быть русскими и английскими может сыграть злую шутку при употреблении похожих по начертанию букв из разных языков.

Регистр букв в коде не учитывается, т.е. переменные «Переменная1 » и «пЕрЕмЕннАя1 » при выполнения кода для программы являются одинаковыми. Желательно чтобы названия переменных были осмысленные. Это улучшает читабельность кода.

Объекты и реквизиты считываются и изменяются в процессе работы над данными.
Объект это набор данных сгруппированных по определенному признаку. Как правило, объекты в информационной базе это отражение документов, списков данных, перечислений материального мира. Реквизиты объектов, по сути, и хранят данные.

Например : Объект «Товарный чек № 00018 от 01.01.2005».
Мы можем отличить этот товарный чек от других товарных чеков по данным реквизитов, которые он содержит. Это реквизит «Номер» со значением «00018»(тип строка ) и реквизит «Дата»(тип дата ) со значением «01.01.2005». Единственное что, мы могли определить по объекту, не зная значений его реквизитов - это его тип «Товарный чек».
Методы являются маленькими и как правило законченными инструкциями.

Например , системный метод «ТекущаяДата () » из названия понятно, что он будет возвращать текущую дату компьютера. Или допустим можно создать метод «СтрокаСодержитЦифру (ПроверяемаяСтрока ) » который вернет ответ Истина или Ложь , здесь мы в скобках передаем параметры т.е. данные оперируя которыми метод должен сделать какие-то действия. Оба рассмотренных метода являются функциями, также в языке есть методы-процедуры. Отличие между ними одно Функция обязательно должна возвращать значение.

Другие конструкции языка (операторы, коллекции значений и т.д.) - это зарезервированные системой 1с слова которые помогают производить манипуляции над данными.

Например :

Для каждого ЭлементКоллекции Из ИмяКоллекции Цикл КонецЦикла;

В примере приведена конструкция перебора элементов коллекции. Эта конструкция называется цикл . Большинство типов объектов, а также их реквизитов являются коллекциями, которые можно перебирать вышеуказанным способом и обращаться к элементу коллекции указывая его индекс (ИмяКоллекции [ 0] ). Все коллекции начинаются с элемента, у которого индекс = 0.

Рассказать друзьям