Светодиодный эквалайзер своими руками. Делаем эквалайзер в фары своими руками Светодиодный эквалайзер своими руками схема на авто

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие видели на улицах своего города автомобили с эквалайзерами на заднем стекле. Это красивый и интересный вариант тюнинга, у которого есть масса положительных сторон.
Мы стараемся разрабатывать и постоянно пополнять коллекцию эквалайзеров новыми экземплярами. Полный ассортимент, существующих на данный момент моделей,

Однако, часто всем нам хочется сделать что-нибудь свое - «эксклюзивное». Добавить немного фантазии, и по настоящему удивить окружающих. Весь автотюнинг(светотюнинг в частности) направлен именно на это.
Поэтому мы и решили попробовать разработать технологию изготовления автомобильного эквалайзера своими руками.

Первым вариантом была - попытка сделать его светодиодным. Но от такого подхода сразу же пришлось отказаться. Причин несколько. Прежде всего, светодиоды придется впаивать на плату, притом она будет жёсткая и массивная, а это с одной стороны дорого, с другой стороны очень неудобно в установке. Вторая причина - огромный объём работы. Мало того, что нужно самостоятельно паять контроллер, так ещё и припаивать на плату кучу диодов(даже если сделать всего 20 строчек и 40 столбцов - это будет 800 диодов, у которых будет к тому же большое суммарное энергопотребление) .
В общем такой вариант не приемлем.

Именно поэтому мы предлагаем вам очень неожиданный и удивительно простой вариант изготовления подобного устройства. Притом этот подход даёт вам безграничную широту возможностей в дизайне. Вы сможете не только сделать эквалайзер своими руками, но и выполнить его любого размера, разными цветами + сделать рисунки и надписи!
Также он может быть использован не только в автомобиле или дома, но и на одежде или других аксессуарах(в конце статьи мы приведём хороший пример на эту тему).

Итак - пора действовать!

Когда все 5 кусков неона подключены к проводам - нужно их проверить. Берем контроллер, подключаем к блоку питания 12в. Берем один неоновый шнурок и вставляем красный провод, идущий от него в отверстие штэкера, к которому подходит красный провод. Черный провод вставляем в соседнее отверстие.
Постучим пальцем по контроллеру - неон должен засветиться(сработает датчик звука).

Таким же образом проверяем все куски. Если все работает - займёмся установкой. Прокалываем дырку в поверхности вставляем в неё неон и аккуратно приклеиваем его по контуру рисунка.

Мы использовали суперклей. Приклеить получилось, но было очень не удобно и не надёжно. Суперклей, как оказалось, плохо клеит по бумаге.




Устанавливаем все кусочки неона по своим местам.
Затем займёмся подключением. Прежде всего нужно обратить внимание на штэкер контроллера. Первая клемма(к которой подходит красный провод) - это «плюс». К ней нужно будет подключить все красные провода от кусочков неона. Т.к. все они туда не влезут их нужно скрутить и подпаять к ним один, который затем нужно вставить в клемму.
Затем идут отверстия для минусов. Ближайшее к красному отверстию соответствует нижнему уровню звука. Т.е. неон,минус которого будет подключен в эту клемму, будет загораться первым.
Следующие за ним отверстия идут по нарастанию громкости. Последнее отверстие не используем. Оно нам не нужно(это ещё одна клемма «плюс»).
Таким образом подключаем все кусочки неона. Если всё работает - прекрасно. Если нет - значит где-то коротит. Проверьте правильность соединения.

Итак - вот видео нашего "пробного" эквалайзера. Как видите - всё работает. Очевидно, что у этой технологии прекрасные перспективы!

Эту технологию при желании можно развернуть гораздо шире. Благо существует . Можно сделать большой и сложный рисунок, с отдельными звукозависимымми элементами. Также можно украшать отдельные элементы. Например первая мысль, которая пришла к нам в голову - сделать кольца вокруг динамика и на его сетке. Большое кольцо ко внешнему диаметру, а колечки с меньшими диаметрами в центре. Получится кольцевая «радуга», светящаяся в такт музыке.

Мы надеемся, что технология изготовления неонового эквалайзера своими руками вам понятна. Теперь осталось проявить фантазию и сделать свой собственный дизайн, и даже если вы никогда не сталкивались с такого рода работой, вы без проблем справитесь за один-два вечера т.к. это действительно очень простая вещь.

Здравствуйте.

Эквалайзер (регулятор тембра), описание его предоставлено в данной статье, он используется, чтобы повышать качество звука звуковоспроизводящей аппаратуры, в особенности, в обыкновенных жилых помещениях. Данная конструкция мо жет пригодиться как обычным аудиолюбителям, так и тем, кто за нимается использованием аудиоаппаратуры на профессиональном уровне.

Современные качественные усилки и акустические системы дают высокую вер ность звучания в обширных помещениях с хоро шей акустикой. Но акустические свойства жи лых комнат, в частности небольших размеров, зачастую бывают далеко не оптимальны, они не выдают высокую верность звуковоспроизведения даже если имеется трёхполосная импортная акустическая система высокого класса и качестве нный усилок. В любой точке таких помеще ний происходит такое явление, как интерференция звуковых волн (другими словами сложение их с разными фазами), которые выходят непосредственно из акустических систем и отражаются от стен, потолка, пола, мебели. При этом на некоторых частотах появляются стоячие волны (другими словами это пучности и провалы интенсивности звука) с неравномерностью до 20 дБ, поэтому нужно регулировать АЧХ аудиосистемы в опреде лённых полосах частот. Регулировка АЧХ необхо дима, чтобы компенсировать недостатки в наиболее известных двухполосных акустических системах. В этих акустических системах обычно есть про вал АЧХ на средних частотах из - за не совсем качественных электрических разделительных фильтров, их характеристики повысить в качестве очень трудно. Чтобы регулировать АЧХ применяют регуляторы тембра и эквалайзеры. Более простенькие двухпо лосные регуляторы тембра не дают возможности в полной мере справляться с подобными задачами. При подъёме уровня НЧ (20 - 40 Гц) одновре менно усиливаются сигналы в полосе 80 - 200 Гц. Это положение может исправить только эквалайзер (перевод с англ. - «выравниватель»), то есть многополосный регулятор, который устана вливает нужный коэффициент передачи в узкой полосе частот.

Имеются активные и пассивные эквалайзе ры. У каждого типа есть свои преимущества и недо статки. Главный недостаток активных регуляторов тембра, это то что в них используется глубокая частотнозависимая отрицательная обратная связь (ООС), это даёт большие дополнительные ис кажения (интермодуляционные, перекрёстные и т. п.), которые они вносят в регулируемый сигнал. Более часто применяемые для усиления сигналов операционные усилки (ОУ) имеют несколько недостатков:

  • Низкая частота среза не даёт возможность с высокой верностью передавать фронты импульсного сигнала.
  • Так называемые, динамические искажения, которые связаны с переходными процессами в охвачен ных общей ООС цепями.
  • Склонны к самовозбуждению.
  • Повышенные нелинейные искажения.

Как правило, качество звука зависит как от амплитуд гармоник различного порядка, так и от соотношения между ними. Лучше, чтобы с ростом номера гармоники её амплитуда довольно быстро убывала, иначе звук ста новится резким, с «металлическим» оттенком. Во некоторых случаях применение ОУ не всегда приемлемо, а специальные качествен ные ОУ стоят гораздо больше (в десятки раз и больше) и не всегда доступны. По этой причине сейчас в звуковоспроизводя щей аппаратуре зачастую стали применять пассивные регуляторы тембра. Однако у них тоже есть свои недостатки. Первый недостаток - это значи тельное ослабление сигнала. По этой причине усиливать ослабленный сигнал по любому придётся, скорее все го, при помощи тех же ОУ, но уже в широкой поло се частот. Тогда уже будут сказываться шумо вые свойства этих ОУ. Исходя из этого появляется смысл попробовать как нибудь сделать лучше свойства самих актив ных регуляторов тембра. Чтобы уменьшить интермодуляционные и перекрестные искажения, которые вызваны из - за взаимного влияния частотных каналов эквалайзера друг на друга можете попробовать применить уже давно известный способ - это дополни тельное разделение каналов. Предлагается применить два эквалайзера - один для НЧ, а другой для ВЧ. К примеру, можете применить низкочастотный эквалайзер с четырь мя полосами регулирования с граничными часто тами: 70, 200, 500 и 1000 Гц и высокочастотный с четырьмя полосами с граничными частотами: 2, 5, 10 и 16 кГц. Разумеется разделение полос и их ко личество субъективно (это как говорится дело вкуса и слуха). Потом сигналы эквалайзеров надо объединить и подать на вход высококачественного усилка мощности. Здесь попутно можете попытаться «убить» ещё одного «зайца»: то есть не объединять сигналы, а применить два отдельных полосовых усилка, низко частотный со своей акустической системой (без полосовых фильтров) и высокочастотной со своей акустической системой.

В эквалайзерах как правило применяются полосо вые фильтры с различными резонансными частотами, и у них могут быть разные добротности в зави симости от качества радиоэлектронных элементов и разброса их характеристик. По этой причине параллельное включение фильтров с последующим суммированием, используемое в графических эквалайзерах, не даст получить линейную АЧХ в средних положениях регуляторов тембра по причине несогласованности частот среза и добротностей АЧХ фильтров (это же можно отнести и к пассивным ре гуляторам тембра). На практике из - за этого может случится нарушение стереобаланса. Пригод ной для практического применения считается схема включения фильтров в цепь дополнительной ветви ООС операционного звена инвертирующе го усилителя (рисунок 1), которая образована при помощи резисторов R4 и R5. В полосе задерживания полосового фильтра Z1 коэффициент передачи устройства K=–R2/R1 не зависит от соотношения сопротивле ний резисторов R4 и R5. На резонансной частоте F регулятор R4, R5 вместе с фильтром Z1 и ре зистором R1 создают контур ОС, действие которой эквивалентно подключению параллельно ре зистору R1 резистора с сопротивлением R3K(F) при условии R4=0 и подключению параллельно ре зистору R2 резистора с сопротивлением R3K(F)при условии R5=0. Поэтому глубина регулировки тембра в децибелах находится в пределах:

Если R1/R2=R4/R5, то это имеет место на средних положениях регуляторов тембра, фильтр Z1 и резистор R3 оказываются включенными в ди агональ сбалансированного моста, по этой причине АЧХ устройства принципиально линейна. Это же свойство сохраняется и для произвольного числа дополнительных ветвей ОС с фильтрами, которые имеют любые добротности и резонансные частоты.Чтобы на практике реализовать предлагаемый эквалайзера можете применить специальные микросхемы, которые разработаны популярными зарубежными фирмами. Плюс этих изделий заключается в том, что у них низкая стоимость. На иболее доступные микросхемы LA3600 (компании Sony) и BA3822LS (компании Rohm). Микросхемы представляют из себя пятиполосные эквалайзеры, только первый из них одноканальный, а второй - двухканальный. В этих микросхемах применяются полосовые филь тры, которые показаны на рисунке 1. Фильтры сделаны из пары конденсаторов C1 и C2 и переменного рези стора, коорый позволяет менять усиление на часто те настройки приблизительно на ±10 дБ. Центральную частоту настройки можете ме нять при помощи выбора ёмкости конденсаторов C1 и C2. Чтобы расчитать фильтры указанных микросхем можете воспользоваться простой формулой, чтобы определить эту частоту:

где R6 = 1.2 кОм, R7 = 68 кОм - сопротивления внутренних резисторов микросхемы.
Напряжение для питания микросхемы BA3822LS от 5 до 14 Вольт. Чтобы минимизировать нелинейные искажения, которые по паспортным данным не должны быть больше 0,1% (при максимальном напряжении питания), желательно подать среднее значение напряжения, к примеру 9.5 Вольт. При мень шем напряжении питания заметно понижается коэффициент усиления. Потребляемый ток довольно незначительный (7 - 8 мА). Входное сопротив ление - 10 кОм.

Электрическая принципиальная схема эквалай зера представлена на рисунке 2, вид его в корпусе показан на фото 1, с открытым корпусом - на фото 2. В этом эквалайзере применяется пара микросхем BA3822LS: одна для НЧ, другая для ВЧ. Схема достаточно простая и дополнительные пояснения не нужны. Чтобы повысить качество работы эква лайзера было решено не применять полярные электролитические конденсаторы. Все конденса торы плёночные, кроме выходных С21, С22, С121 и C122. В этих позициях применялись неполярные электролитические компании Jamicon, на их корпусе особая маркировка - «NP», а белая минусовая полоса отсутствует. Разумеется, если по зволяют габариты устройства, то желательно их поменять на плёночные. Чтобы уменьшить влияния перекрёстных искажений печатная плата не изготавливалась, всё делали навесным монтажом при помощи тонкого провода. Для того чтобы устранить возможные са мовозбуждения конденсаторы C25 и C125 лучше подпаять непосредственно между вывода ми 23 и 24 микросхем. После того как эквалайзер был собран он заработал почти нормально. Пришлось только по добрать ёмкости конденсаторов фильтра на 16 кГц. Качество звучания оказалось довольно хорошим.Это всё. До свидания.

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах) . Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.

Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

Решил сделать эквалайзер в фары, просто для интереса, получилась весьма не плохая поделка. Может кто спросит зачем это нужно, ну у каждого свои заморочки, кто-то делает стробоскопы, кто-то VIP-сигнал, а я увлёкся эквалайзером, да так чтобы все видели…

Порядок работы:

Как изготовить печатную плату
Какие материалы для этого нам понадобятся:

Стеклотекстолит односторонний (размер 10 х 15)
- Железо хлорное
- Глянцевая фотобумага Lamond 120 или 140 г/м ̂2
- Глицерин
- Ацетон
Плату мы изготовим по технологии лазерно-утюжного способа. Благодаря повышенной температуре тоннер закрепиться (с фотобумаги) на фольгированном текстиле, что защитит медь от отравления хлорным железом.
Необходимые материалы приобретены, приступаем к работе.

Распечатываем плату. Это необходимо делать только на лазерном принтере с высокой точностью. В программе Sprint Layout удаляем слой с подписями, дорожки необходимо перевести в черный цвет. Распечатываем в зеркальном отображении. Саму распечатку старайтесь поменьше касаться, чтобы не оставить жирных следов.


Далее вырезаем нашу плату и откладываем, пока она нам не понадобиться.


Вырезаем стеклотекстолит размером – 115 х 45 мм, прошкуриваем мелкой шкуркой и обрабатывает ацетоном.


Берем нашу распечатанную плату и переворачиваем на стеклотекстолит тонером вниз, приглаживаем утюгом на большой температуре. В данной операции очень важно пригладить каждый миллиметр бумаги. Перестаем гладить, когда бумага слегка желтеет.




После того как плата остынет, аккуратно подносим под струю воды. Скатываем пальцами бумагу, пока она от пластика не отойдет. Если контакты не все отпечатались, тонер вытравиться со временем и контакты разорвутся. Если обнаружили эти места, то повторите все заново. Там где небольшие пробелы, их можно заделать маркером.




Смешиваем раствор хлорного железа с водой в пропорции 100 г порошка на 0,5 – 0,7 литра воды. Обязательно порошок сыпем в воду и очень медленно. Размешиваем и получаем одинаково ржавый цвет.


Опускаем плату под углом в получившуюся смесь и выжидаем 10 – 40 минут, иногда посматривая за процессом.










Мы вытравливаем всю ненужную медь. Далее вытаскиваем плату и промываем под водой. Обязательно проверьте еще раз на момент разрывав и наличие остатков меди. Если все прошло удачно то ничего не должно быть обнаружено. Идем дальше. Смачиваем вату ацетоном и аккуратно удаляем тонер с платы.




Строительной дрелью мы будем сверлить.



Залуживаем плату. Наносим с помощью ватной палочки слой глицерина на плату. Разогреваем паяльник. Макаем его в припой и проводим по дорожкам платы. Дорожки очень полезно предварительно обработать оловом, дабы избежать окисления меди и разрывав контакта. Моем под водой плату и оставляем просохнуть.







Сама плата готова, далее приступаем к наполнению ее компонентами.


Что для этого нам потребуется:

Стабилизатор напряжения 78L05 – 1шт
- ИМС LM3916N – 1 PDIP18 ˟ 2 шт
- Операционный усилитель TL081 PDIP8 – 1шт
- Диоды 1N4148 (КД522А) 150мА, 100В DO - 35˟5 шт
Резисторы:

330 Ом
- 2.2 кОм
- 3.0 кОм
- 3.9 кОм
- 47 кОм
- 120 кОм
- Подстроечный резистор на 10 кОм, можно 3362-1-103

Конденсаторы:

К10-17А Н90 0.33мкф – 1 шт
К10-17А Н50 0.1мкф – 2 шт
К50-35 47мкф 16В- 3шт
К50-35 470мкф 16В – 1шт
Стабилизатор напряжения: вначале нужно спаять схемы на LM7805 в корпусе ТО220, они только на 1А, крепим на него радиатор. Если будет большой ампераж, то приобретите стабилизатор.


Позаботьтесь о панельках для микросхем, потому что выпаивать схемы, если они не исправны, довольно трудно.

Ниже приведены принципиальные схемы и статьи по тематике "эквалайзер" на сайте по радиоэлектронике и радиохобби сайт .

Что такое "эквалайзер" и где это применяется, принципиальные схемы самодельных устройств которые касаются термина "эквалайзер".

Отличительной чертой этого эквалайзера является отсутствие переменных резисторов, как таковых. Вместо них используется электронный регулятор громкости на микросхеме KA2250 фирмы Samsung. Микросхема имеет очень низкие искажения и ступенчатую регулировку выходного сигнала (32 ступени по 2дБ) осуществляемую нажатием на кнопки "Down" или "Up". Этот эквалайзер выполнен на двух операционных усилителях. Оба ОУ включены по схеме инвертирующих усилителей, когда входной сигнал и сигнал обратной связи подают на инвертирующие входы, а неинвертирующие входы усилителей заземляются. Переключателем S1 можно изменять... Пятиполосный активный регулятор тембра состоит из эмиттерного повторителя на транзисторе V1, пяти активных полосовых фильтров Z1 - Z5 и основного усилителя на транзисторах... Устройство выполнено на двух операционных усилителях, объединенных в общем корпусе. Входной каскад на DA1.1 представляет собой повторитель с большим входным сопротивлением и согласует работу источников сигнала с пассивными фильтрами. Полосовые фильтры с центральными частотами... Пульт предназначен для взыскательных Hi-Fi любителей, которые делают записи студийного типа. Микшерный пульт состоит из трех основных схем: предусилителя, смесителя и усилителя с частотной коррекцией, так что он в сущности представляет собой хороший стереопредусилитель... Двенадцатиканальный микшерский пульт выполнен на элементной базе, применяемой в современной бытовой аппаратуре. В каждом канале пульта имеются отдельные регуляторы громкости, тембра низких и высоких частот, уровня сигнала, поступающего на ревербератор. В устройстве есть и общие... Ссылаясь на высокий уровень качества звеньев современного стереокомплекса, многие меломаны утверждают, что регулятор тембра не нужен вообще, что вполне достаточно иметь тонкомпенсирован-ный регулятор громкости с отключаемой тонкоррекцией. Во-первых... Двухканальный пятиполосный графический эквалайзер с регулировкой громкости и баланса. Эквалайзер разработан для применения в переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре среднего и высокого классов. Назначение выводов микросхемы СХА1352AS ... BA3824LS — интегральный 5(или 4)-полосный эквалайзер. Предназначен для регулировки тембра в четырех диапазонах. Полоса частот для каждого канала независимо устанавливается внешними конденсаторами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре... ВА3822 - семейство интегральных 5-полосных эквалайзеров. Предназначены для регулировки тембра в пяти диапазонах. Частоты регулировки для каждого канала устанавливаются внешними конденсатарами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре... Микросхема LA3600 применяется в автомобильной и переносной звуковоспроизводящей аппаратуре. Предназначен для регулировки тембра в пяти диапазонах. Особенности: 5-полосный эквалайзер на одной микросхеме; частоты... Мы уже говорили, что очень важным в формировании звука является его частотная обработка. Каждый элемент линейки эффектов вносит свою частотную коррекцию в общий сигнал и правильный выбор АЧХ определяет, как будет звучать ваша гитара. Для этих целей... Схема многополосного графического эквалайзера приведена ниже. Каждый из полосовых фильтров Zr..Zn выполнен по одинаковой схеме операционного звена 2-го порядка с многопетлевой ОС и отличается только значениями емкостей С1 и С2. ... Отличительная особенность устройства — малый уровень собственных шумов и нелинейных искажений, а также малая неравномерность АЧХ при установке полосовых регуляторов в одинаковое положение и «гладкость» ее при установке регуляторов в разные положения (АЧХ не имеетне имеет «волнистости», присущей АЧХ большинства подобных устройств) ... В аппаратуре высокого качества часто используются графические корректоры (эквалайзеры), позволяющие произвольное формирование частотной характеристики акустического усилителя. В целом акустическом диапазоне выделяются несколько полос вокруг известныхчастот, которые могут быть усилены или заглушены... Микросхема BA3812L представляет собою пятиканальный эквалайзер. Напряжение питания = 3,5...16В; Коэффициент нелинейных искажений = 0,01%; Диапазон регулировки коэффициента передачи = ±12 дБ; Диапазон рабочих температур = -25...+75°C. Цоколевка микросхемы Назначение... Микросхема BA3840 представляет собою стереофонический эквалайзер с предварительной установкой. Напряжение питания = 1,7...3,6 В; Четыре вида АЧХ, выбираемые подачей постоянного напряжения на входы управления; Диапазон рабочих температур = -10...+55 С. Цоколевка микросхемы Назначение... Эквалайзер - это многополосный регулятор тембра, электронное устройство, которое позволяет выполнять регулировку амплитуды сигнала для нескольких полос частот звукового сигнала. Эквалайзеры применяются в высококачественной звуковой и аудио аппаратуре, позволяют улучшить качество звучания путем... В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический... Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 ...
Рассказать друзьям