Как разобрать батарею от ноутбука. Как разобрать аккумулятор ноутбука Asus: ремонт без плачевных последствий Как вскрыть аккумулятор ноутбука

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Практически в каждом доме имеется ноутбук. Это удобный инструмент, который чаще всего используется для работы, просмотров фильмов и так далее. Он помогает быть мобильным человеком. Но ноутбук функционирует на аккумуляторе, поэтому, если он выходит из строя, то мобильность пропадает. Так устройство будет работать от электрической сети и не будет отличаться от обычного стационарного компьютера. Приходится приобретать новую батарею. Но может быть так, что на устройство батарея не продается. Тогда возникают вопросы, как провести ремонт аккумулятора ноутбука самостоятельно своими руками, как сделать ремонт контроллера аккумулятора.

Когда проводить ремонт аккумулятора?

Нужно знать, в каких ситуациях необходимо проводить восстановление. Стандартные батареи имеют обычно срок службы – три или четыре года в зависимости от интенсивности использования устройства.

По истечении эксплуатационного срока емкость аккумулятора становится в два раза меньше. Время автономной работы аппарата будет составлять один час.

Ситуации, когда необходимо восстановление:

  • Компоненты аккумулятора потратили свои ресурсы. Может быть так, что не функционируют отдельные элементы, а контроллер управления является исправным. В данной ситуации эти детали заменяются. Процесс носит название «перепаковка».

Перепаковка

  • Детали батареи получили глубокий разряд. В этом случае они являются нерабочими. Управляющий контроллер выполняет блок зарядки этих элементов в связи с низким напряжением. «По мнению» контроллера детали являются неисправными и выполняет их отключение. Основная процедура здесь – это балансировка деталей. Процедура выполняется с использованием функции балансировки зарядного прибора. Если это не помогает, необходимо произвести зарядку каждой отдельной банки.
  • Управляющий контроллер аккумулятора был сломан. Самостоятельно узнать, что именно пришло в негодность на управляющем контроллере, очень сложно. При восстановлении в домашних условиях необходимо провести замену контроллера.

Строение АКБ

Необходимые инструменты

Для проведения восстановления аккумулятора компьютерного устройства, нужно воспользоваться следующими инструментами:

  • Электроизмерительный аппарат, который носит название мультиметр.

Мультиметр

  • Нож, отвертка либо какие-либо другие приборы, которые будут предназначаться для того, чтобы разобрать корпус.
  • Паяльник, флюс.
  • Многофункциональное зарядное устройство, которое имеет в наличии функцию балансировки.
  • Клей, изолента. Эти инструменты необходимы для сборки корпусной части батареи.
  • Литиевые батареи.

Новые литиевые компоненты должны обладать такими же электрическими параметрами, что и старые.

Процесс восстановления

Рассмотрим ремонт аккумулятора любого ноутбука поэтапно.

Разборка аккумулятора и проведение диагностики

Разборка

Перед проведением «реанимации» аккумуляторных элементов необходимо выполнить разборку и проверку. Это достаточно трудно, так как во время производства не учитывается ремонтопригодность продукта. Распространенным вариантом корпусного соединения является проклейка. Реже можно встретить модели, у которых корпусное соединение – защелки. В первом случае необходимо изрядно постараться, используя подручные средства.

Итак, следуйте следующему порядку:

  • Сначала нужно разогреть шов. Воспользуйтесь обыкновенным феном.
  • Постучите по шву молотком. При этом старайтесь, чтобы аккумулятор не грелся.
  • Проведите вскрытие корпуса по шву. Для этого воспользуйтесь острым инструментом (нож, отвертка). Действуйте аккуратно, чтобы ничего не повредить.

После того, как вскроете корпус, проведите визуальную проверку внутренней части устройства на наличие повреждений. Контроллер не должен содержать выгоревшие детали и другие дефекты. Проведите осмотр банок. Они не должны не иметь вздутие, подтеки и так далее.

Контроллер

Затем при помощи электроизмерительного аппарата, мультиметра выполните проверку напряжения на выводах батареи.

Измерение напряжения

Небольшое значение напряжения должно присутствовать во время глубокого разряда и срабатывания блокировки компонентов управляющего контроллера. Если мультиметр не показывает какого-либо напряжения, то причина неисправности – разрыв сборки или управляющий котроллер вышел из строя.

Следует попробовать выполнить балансировку при глубоком разряде. Нужно отпаять провода от управляющего контроллера. Провода подключить к зарядному аппарату в режиме балансировки. Далее отыскать на плате точки для балансира и выполнить подключение к ним аппарата. Результата может и не быть. Тогда нужно будет провести разборку компонентов и восстановить каждый в отдельности. Если это тоже не принесло результата, то следует провести замену на аналогичные элементы.

Замена элементов аккумуляторной батареи

Перед тем, как проводить замену элементов АКБ, нужно сделать зарисовку схемы их соединения. На схеме должны быть изображены места подключения плюсовых и минусовых выводов. Дополнительное обозначение на схеме должны иметь пайки сборок, а также их подключение к управляющему контроллеру. При наличии термодатчика выполните зарисовку места, где он припаян.

Перед тем, как реанимировать АКБ, необходимо отыскать новые детали. Здесь поможет маркировка старых аккумуляторных банок. Так вы сможете узнать точные электрические характеристики.

Чаще всего компьютеры имеют в своем наличии литиевые аккумуляторы 18650. Их значения напряжения – 3,7 В, емкость – 2200 мАч. Но эти показатели могут варьироваться. Например, значения напряжения может быть 3,6 В, а емкость – 2600 мАч.

Точечная сварка помогает выполнять соединение элементов во время сборки аккумулятора. В домашних условиях такой «фокус» провернуть не получится. Поэтому соединения следует паять. В качестве замены ленты можно воспользоваться медными проводами. При аккуратной разборке АКБ могла остаться соединительная лента. Она может использоваться для сборки. Постарайтесь выполнять пайку быстро. Это нужно для того, чтобы банки не перегревались. В конце необходимо припаять термодатчик и управляющий контроллер.

Сборка АКБ

После предыдущего этапа восстановительного процесса нужно сделать измерение значения напряжения на выводах при помощи мультиметра. Показатель должен практически совпадать с номинальным напряжением вашей аккумуляторной батареи. Потом провести сборку корпусной части. Чаще всего сборка корпуса представляет собой склеивание. Для этого понадобится универсальный клей. Если клей не поможет, то подойдет изолента. При наличии защелок на корпусной части АКБ трудного ничего не должно быть.

Потом нужно вставить АКБ в ноутбук. Если это необходимо, зарядить ее.

Калибровка

Калибровка аккумулятора – еще один вариант восстановления. Для этого существуют специально предназначенные утилиты, которые проводят цикл. Цикл включает полную зарядку, полную зарядку и повторную полную зарядку АКБ.

Данный процесс обычно длится день, но зато устранятся сбои в работе контроллера, в результате чего произойдет увеличение емкости и продолжительность работы.

Восстановление АКБ ноутбуков Asus и Dell

Все начинается со вскрытия корпуса. Нужно быть осторожными. Для работы нужны отвертка или нож, электроизмерительный прибор (мультиметр), паяльник, маленькая лампочка автомобиля, цианакрилатный клей.

Цианакрилатный клей

В самом начале необходимо отыскать шов, который разделяет корпус на две равные части. Проведите их осторожное разъединение и вскройте АКБ. Половинки обычно являются склеенными, поэтому придется постараться.

Чаще всего во «внутренностях» находятся 6 стандартных элементов и контроллер. Модели Asus и Dell проводки являются тонкими, а плата не имеет четкую фиксацию. Поэтому нужно действовать аккуратно.

Перед восстановлением батарейного блока, нужно выполнить обнуление данных аккумуляторного вольтметра. Когда в элементах достигается значение напряжения 4,2 В, аккумуляторный вольтметр сигнализирует о том, что АКБ имеет полный заряд. Но спустя определенный период времени контроллер начинает давать показания, которые являются неточными. Для этого и требуется обнулить данные.

Далее переходим к непосредственному восстановлению аккумуляторной батареи. Она должна быть разряженной. Затем проводится замер напряжения на клеммах каждого отдельного элемента при помощи электроизмерительного аппарата, мультиметра. Если значение равняется меньше 3,7 В, банка нуждается в замене на новую.

После этого не нужно сразу заряжать аккумулятор. Следует «уровнять» значения напряжения во всем отсеке. Каждую батарейку разрядить до 3,2 В. Для этого нужно воспользоваться автомобильными лампочками. Когда показатель составляет 3,2 В, начинайте заряжать АКБ.

Все заканчивается сборкой АКБ. Две равные части отсека склеиваются с использованием цианакрилатного клея. Следует подождать определенный промежуток времени, чтобы клей смог высохнуть.

Это один из самых простейших способов «реанимации» аккумуляторного блока, касательно ноутбука Dell и Asus. В принципе, этот алгоритм подходит для моделей и других производителей, исключением является компания Samsung из-за своих особенностей. Это достаточно легко и не требуются какие-то определенные знания.

Более сложные способы включают в себя применение специально предназначенных зарядных устройств. Такие аппараты используют мастерские, которые занимаются ремонтом ноутбуков и других устройств. Но для самостоятельной процедуры ремонта аккумуляторной батареи используется вышеописанный метод, который включает применение мультиметра и небольших автомобильных лампочек.

Ремонт аккумулятора ноутбука своими руками актуален только в случае исправной работы матрицы, иначе любые действия будут бесполезны. Поэтому вопрос, как разобрать аккумулятор ноутбука, подходит для сломанных проводов, неработающих блоков. С помощью инструкции, которая будет представлена в данной статье, вы можете обезопасить себя от несохраненных документов и продлить жизнь не только батареи, но и ноутбука!

Первый этап - разборка, в которой мы непросто разбираем батарею ноутбука, а разделяем блоки. Для начала стоит потренироваться на ненужной или полностью сломанной батарейке, иначе есть возможность уже при вскрытии корпуса ее повредить.

Шаг 1. Вскрываем корпус

  1. Теперь, после стабилизирования батареи, можно разобрать корпус. Для начала извлеките аккумуляторную батарею из ноутбука легким нажатием. Ее размеры и вес не имеют значения, поэтому представленная инструкция актуальна для всех моделей.
  2. Вскрытие корпуса производится с помощью острого предмета, лучше всего использовать маленькие ножницы, подойдет отвертка. Линия проходит на середине, ее легко заметить. Пластик очень хрупкий, как и контакты, поэтому начинать стоит с задней панели, на которой нет портов.
    Стоит отметить, что многие аккумуляторы не подходят для открытия в домашних условиях, поэтому пластик может быть сильно поврежден. Избегайте царапин и разрывов!
  3. Вскрыв корпус, вы можете отделить половины крышки друг от друга, на одной стороне будет находиться литий-ионная батарея в виде 6 блоков-ячеек.
  4. Чтобы извлечь комплектующие, немного надавите на корпус сзади. По завершении вскрытия очистите батарею от пластика.

Шаг 2. Отсоединяем ячейки

  1. Во-первых, удалите пленку, которая соединяет все ЛЭП-части, но не позволяйте им замыкаться.
  2. Отключите клеммы, причем делайте это очень аккуратно. Для начала снимается защитный слой, а уже после можно удалить часть матрицы вместе с электрическими дорожками на плате.
  3. После того, как все компоненты будут отключены, их можно использовать в виде отдельных. Теперь необходимо посмотреть на номер оболочки, чтобы узнать размер поступаемого напряжения. Он может быть выдавлен или напечатан на комплектующих.
  4. Чтобы узнать мощность, посмотрите на знак каждой комплектующей и воспользуйтесь таблицей напряжения из Интернета.

Теперь процесс отсоединения ячеек можно считать завершенным. Следующий шаг - обратная сборка и проверка работоспособности с помощью соответствующих программ.

Сборка аккумулятора

И заключительный этап - соединение всех составных аккумулятора, склейка его корпуса, после чего вы будете должны установить батарею на место. Стоит отметить, что если пластиковый корпус был сильно поврежден во время открытия, то батарея станет неустойчива, нельзя будет изменять положение ноутбука и поднимать. Есть возможность, что батарея вообще не встанет на место, поэтому обязательно пробуйте на неработающих частях перед вскрытием!

Не повредите внутреннюю плату и дорожку с контактами, иначе соприкосновение будет неплотным, а значит и заряд неполным или медленным.

Проверьте работу аккумулятора и поступаемое напряжение с помощью стабилизатора перед установкой на место, либо с помощью специальной программы после нее.

Дополнительные варианты устранения возникших при работе неполадок

Если стабилизатор не помог, то воспользуйтесь следующими способами, которые подходят для аккумуляторов исключительно литейно-ионного типа:

  • Охлаждение компьютера. Замените термопасту, кулера и очистите содержимое ноутбука от пыли. Батарею можно заморозить на несколько часов.
  • Проведите калибровку. Это стоит делать с помощью подходящей программы. Вначале она полностью разрядит батарею, а после начнет новую зарядку. Во время зарядки ни в коем случае не отключайте блок питания от электросети!
  • Если плата контроллера посчитала некоторые компоненты батареи неисправными, то они перестают работать или переходят в «спящий режим». Разбудить их можно с помощью дополнительной прогонки тока.

Работайте по инструкции, не повредите контакты и дорожки на плате контроллера. Также не стоит смыкать компоненты вместе, что может привести к неработоспособной батарее. Сборка производится в обратном направлении. Делать это лучше в перчатках, чтобы не запачкать контакты. Заранее потренируйтесь на неработающем элементе питания!

Видео про разборку аккумулятора ноутбука


Что такое аккумулятор?

Прежде чем брать в руки колющие и режущие предметы, стоит узнать, с чем придется иметь дело: аккумуляторная батарея – моноблок, включающий в себя несколько отдельных элементов, подключенных последовательно и параллельно.

Со временем емкость батареи снижается. Это связано с химическими реакциями, проходящими внутри элементов (банок) – там-то жизнь кипит! Даже если аккумулятор не подключен к устройству, процессы не останавливаются.

Именно по этой причине следует обращать внимание на дату производства батареи (совсем как при покупке скоропортящихся продуктов).

Хотя в случае с аккумуляторами срок их пригодности измеряется не днями и неделями, а годами. В год батарея теряет до 10% емкости. Но старение каждого отдельного элемента протекает неодинаково. Резонно предположить, что операция «Вскрытие» осуществляется именно из-за этих элементов.

Почему «летят» элементы?

Это случается по нескольким причинам:

  • Перегрев, вследствие чего сработал предохранитель;
  • Ускоренный износ отдельных элементов;
  • Ошибка контроллера, который «не видит» часть банок;

Достаточно завестись одной «паршивой овце» в наборе элементов, как общая эффективность аккумулятора падает. Но в чем их ценность, если аккумулятор умер?

Ну, насколько умер/не умер – вскрытие покажет. Вдруг его еще можно вернуть к жизни? Одним словом, прочь все терзания и – за дело!

«… скальпель… ножницы… тампон!»

Это шутка, конечно. Хирургические инструменты не пригодятся, а вот монтажный нож – в самый раз. Не все аккумуляторы разборные, точнее сказать – в основном неразборные. Этот случай и рассмотрим.

Вскрытие

Корпус моноблока батареи состоит из двух половинок, соединенных в заводских условиях методом горячей запрессовки. Резать нужно по стыку. Для удобства можно нагреть кончик лезвия и он пойдет как по маслу. Глубина проникновения не должна превышать 1.5-2 мм, чтобы ненароком не повредить элементы. Поэтому лучше не торопиться.

Чуть терпения, и вы будете вознаграждены – ларчик откроется как устричная раковина, и вашему взору предстанет «33 богатыря» в пленке, лежащие в строгом порядке. На самом деле, элементов будет меньше – от 6 банок цилиндрической формы.

Проверяем элементы

Если средняя температура по больнице известна, т.е. вы точно знаете, что батарея умерла, то теперь нужно выяснить самочувствие каждого больного – работоспособность каждого элемента аккумулятора. Для этого вам потребуется мультиметр. Как пользоваться им, объяснять не буду: раз уж вы пустились во все тяжкие, то подобные вещи должны быть вам известны.

Сперва следует снять замеры в обход контроллера: если показания будут равняться или превышать 3.7, умноженное на количество банок, то дело в контроллере. Кстати, чтобы не забыть: прежде, чем вскрывать аккумулятор своего лэптопа, убедитесь, что у вас порядок с блоком питания. Если что, вот где можно подобрать адаптер для большинства моделей ноутов.

Контроллер отвечает за процесс зарядки и разрядки, не допуская перегрузок. Если с элементами порядок,а в целом батарея «не держит», то дело в контроллере – он просто «не видит» элементов.

В этом случае есть вариант перепрошивки контроллера (если нет механических повреждений, конечно). Но для этого понадобится спецоборудование. В «домашних» условиях эту операцию не осуществить. Но зато можно порадоваться, что банки целы. Ниже я расскажу, что с ними можно сделать.

В случаях, когда контроллер в порядке, при «прозвоне» каждого элемента по отдельности, выявляются годные банки, а негодные – выбрасываются.

А что если заменить все банки и восстановить аккумулятор?

Хорошая идея – заменить нерабочие банки на новые и вернуть аккумулятор к жизни. Но! – показатели новых элементов должны быть идентичны. Как этого добиться, если у старых есть износ? Только с помощью спецоборудования. Или заменить все банки.

Замена банок – процедура кропотливая, требующая квалификации. Не всегда возможно качественно спаять элементы, а для точечной сварки требуется оборудование. Еще не исключено, что потребуется перепрошивка контроллера под новые элементы.

Но сейчас, как и обещал, я вам расскажу про полезные мелочи, которые можно сделать из отработанных банок.

Практическая польза от вскрытия аккумулятора

Раз уж вы проделали такую работу, то нужно извлечь практическую пользу от этого. Ведь не для журнала «Хочу все знать» вы это делали?

Каждый элемент (банка) в аккумуляторе лэптопа – это литиевая батарея. Их емкости не хватает, чтобы «тянуть» ноут. Но каждый элемент в отдельности, даже при наличии износа, вполне справляется с маломощным оборудованием. Например:

  • Фонарик или светильник для туризма и рыбалки;
  • Автономный фонарик на дачу или в подъезд;
  • Фара на велосипед.

И много-много полезных «фишек». Можно даже устроить конкурс идей по применению отработанных аккумуляторов. Осталось только выбрать жюри.

(материалов не найдено)

Самостоятельно производить ремонт аккумулятора ноутбука целесообразно, лишь в случае, если плата контроллера находится в рабочем состоянии. Если контроллер сломан или заблокирован, то для восстановления этого аккумулятора требуется перепрограммирование контроллера, а это дешевле сделать в специализированном сервисе по ремонту, поскольку программированием только батареи не получится окупить стоимость программатора и программного обеспечения.

Зачем может потребоваться разборка батареи

Чаще всего разборка батареи ноутбука требуется для проведения её ремонта, который состоит в замене литиевых элементов на новые банки. В качестве литиевых аккумуляторов, как правило, устанавливаются батареи 18650. Зачастую такой ремонт называется «переупаковкой» аккумулятора. Это даёт возможность существенно сэкономить на покупке новой батареи для ноутбука. Но в некоторых случаях экономия происходит незначительная, так как основную стоимость затягивают именно новые литиевые батареи.

Но выполнение этого ремонта будет полезным, если в наличии находится очень старый девайс, к которому изготовители уже не производят аккумуляторов. Если не планируется в дальнейшем приобретать новый ноутбук, то переупаковка вполне сможет помочь. Так как батарея 18650, в отличие от собранного аккумулятора, имеет единый стандарт, то приобрести новые элементы для замены старых совершенно непроблематично.

В некоторых случаях разборка батареи ноутбука может быть необходима для людей, которые увлекаются электроникой. Такие литиевые элементы можно в дальнейшем использовать для питания оборудования в разных устройствах.

Справка! В аккумуляторах ноутбуков все литиевые элементы соединены в две параллельные схемы, которые в свою очередь между собой подключаются последовательно. Датчик зарядки регулирует показатели всех отдельных элементов, и при недопустимом отклонении одной банки, может блокировать всю работу аккумулятора. Зачастую появляется ситуация, когда из-за значительного разброса показателей определённые элементы нерабочего аккумулятора всё ещё являются «жизнеспособными».

Что нужно для разборки

Разборка аккумуляторной батареи, как правило, является нетривиальной и зачастую требует только смекалки и определённых навыков. К примеру, перед началом разборки можно посмотреть обучающие видеоролики с разборкой разных батарей ноутбуков различных производителей. Чем аккуратней получиться извлечь внутренние элементы, тем проще затем всю конструкцию заново собрать.

Чтобы разобрать батарею потребуется только канцелярский или любой другой острый ножик. Нужно не забывать, что не все аккумуляторы являются разборными, а если ещё более точно – чаще всего неразборные. Именно такой случай будет описан.

Важные моменты перед разборкой аккумулятора

Если точно определённо, что батарея ноутбука уже нерабочая, то необходимо определить состояние каждого отдельного элемента. Для чего будет необходим мультиметр.

Замеры вначале снимаются в обход контроллера: если показатель будет равен либо больше 3,7, помноженный на число всех элементов, то проблема заключается в контроллере.

Контроллер необходим для регулировки процесса заряда и разряда, защищая при этом устройство от возможных перегрузок. Если с элементами всё в порядке, а в общем же собранный аккумулятор «не держит» напряжение, то причина в контроллере, который просто «не видит» банок.

В таком случае можно воспользоваться вариантом перепрограммирования контроллера (естественно, если отсутствуют механические деформации). Но чтобы заново прошить контроллер потребуется специальное оборудование. Самостоятельно дома такую операцию не выполнить. Но вполне можно определить работоспособные элементы.

В случае если контроллер является рабочим, во время «прозвона» каждой отдельной банки определяются рабочие элементы, а нерабочие – выкидываются.

Разборка аккумулятора от ноутбука: пошагово

Корпус монолитного блока аккумулятора состоит из двух частей, которые соединяются друг с другом при изготовлении с помощью горячей прессовки. Разрезать блок необходимо по стыку. Чтобы проще было резать, лезвие ножа можно немного нагреть. Глубина резки должна быть не больше 2,5 мм, так можно избежать случайного повреждения аккумуляторных элементы. Поэтому спешить не стоит.

Когда обе части будут отсоединены друг от друга, можно увидеть отдельные элементы, находящиеся в плёнке. При этом они расположены в строгой последовательности. Количество цилиндрических банок может быть от 6 штук.

Замена батарей

Можно заменить негодные аккумуляторные батареи на новые и вернуть устройству рабочее состояние. Но в этом случае важно следить, чтобы показатели новых банок были абсолютно идентичными со старыми. Как это можно сделать, если у старых элементов значительный износ? Только при помощи специального оборудования. Либо замене подлежат все банки, а не отдельные части.

Замена элементов питания – это кропотливая работа, которая требует определённых навыков. Не всё время можно качественно спаять отдельные части, а для точечной сварки потребуется специальный инструмент. Также не исключается, что будет необходима перепрошивка контроллера, если все элементы были заменены на новые.

Практическое использование аккумуляторных батарей

Раз уж была проделана такая сложная работа, то необходимо воспользоваться практической пользой от этого.

Каждая отдельная банка в батарее ноутбука – это литиевый аккумулятор. Его ёмкости недостаточно, чтобы «вытягивать» работу девайса. Но каждая банка по отдельности, даже если она имеет определённый износ, вполне сможет справиться с маломощными устройствами. К примеру:

  • фара для велосипеда;
  • автономный фонарь для установки в подъезд либо на даче;
  • осветительный прибор для походов или рыбной ловли.

Внимание! Старым литиевым батареям можно придать вторую жизнь и в любых других маломощных устройствах.

С учётом инструкции, которая была описана выше, можно открыть батарею лэптопа, не повредив её внутренние элементы.

Если бы мы не роняли ноутбуки, не заливали их кофе (чаем, колой, пивом – нужное выбрать) и вообще бы время от времени чистили, то они бы работали чуть ли не десяток лет. Однако у аккумуляторной батареи ноутбука по определению ресурс ограниченный, и вам еще повезет, если аккумулятор продержится дольше 5 лет.

Постепенно его емкость снижается, а значит, сокращается время работы от одной зарядки, но случается, что емкость падает резко. Дело может дойти до перегрева аккумулятора и даже взрыва.
Если вы заметили, что аккумулятор на ноутбуке начинает отказывать, не спешите заказывать новый в Китае или покупать такой же у нас, но уже вдвое дороже. Народ на форумах высказывается в адрес китайских аккумуляторов крайне негативно: у него и емкость ниже, и ресурс в разы меньше. Как-то не хотелось ждать месяц, чтобы получить аккумулятор с ресурсом полгода – год.

Но есть другой вариант – самостоятельный ремонт аккумуляторных батарей ноутбуков с заменой элементов, потерявших ресурс.

С чего начать? С диагностики!

Прежде всего, нужно выяснить, насколько сократилось время работы ноутбука после зарядки аккумулятора, насколько адекватно оценивается уровень его заряда. Существуют специальные программы для тестирования аккумулятора, в том числе бесплатная программа BatteryMon.
В программе доступны графики заряда и разряда.
А в меню ‘Info->BatteryInformation…’ содержится очень полезная информация:

Chemistry – тип аккумулятора, например, Lithium Ion (литиево-ионный);
Design capacity – его проектировочная емкость, то есть та максимальная емкость, которой он обладал сразу после изготовления;
Full charge capacity – максимальное значение, которое может быть у заряда аккумулятора;
Current capacity – текущее значение его заряда;
Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.

Но нас в первую очередь интересует оставшийся ресурс аккумулятора, который можно определить, если разделить ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем ниже оставшийся ресурс, тем выше изношенность аккумулятора.

Как заменить элементы аккумуляторной батареи ноутбука Toshiba Satellite T230-12T

Ноутбук Toshiba эксплуатировался очень интенсивно и практически все время был подключен к сети. Через 5 лет время его автономной работы сократилось примерно на 30%, к тому же аккумулятор стал перегреваться, так что во время зарядки ноутбук стало некомфортно держать на коленях. Если же зарядку не отключали, когда аккумулятор достигал полного заряда, то ноутбук перегревался и отключался сам.

Разбираем аккумулятор ноутбука

Аккумулятор ноутбука имеет смысл ремонтировать своими руками, только если вы уверены в исправности платы контроллера, если же контроллер неисправен либо заблокировался, то дешевле будет обратиться в специализированную мастерскую.
Последовательность действий такая:
извлекаем из ноутбука аккумуляторную батарею;
разделяем пластиковый корпус на две части и аккуратно извлекаем батарею элементов с платой контроллера; а так как сделать это довольно сложно, может помочь следующее:
чтобы половинки корпуса легче разошлись, аккумулятор стоит покрутить в руках и при этом перекашивать его по диагонали в разные стороны, чтобы половинки корпуса расклеились;
нужно постараться найти щель между половинками и засунуть в нее пластиковую карточку, раздвинуть щель и дальше двигать карточку по контуру;
по углам корпуса для разделения можно воспользоваться плоской отверткой, но действовать очень аккуратно, чтобы она не соскочила и не повредила плату контроллера, элемент аккумулятора или вашу руку.

Далее определяем схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Удобнее всего сделать фото сборки, зарисовать электрическую схему соединения и проставить в ней полярность подключения элементов.

У аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначена как 2P3S, то есть по два элемента соединены параллельно, а три таких блока соединены последовательно.

Схему необходимо подтвердить с помощью вольтметра:
вначале определяем общую точку, которая на плате контроллера обычно обозначена как 0V или GND,
измеряем относительно неё остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера (на всех точках относительно нуля напряжения должны быть положительными, в противном случае, скорее всего, неправильно выбран общий провод),
заносим показания на схему,
находим точку с самым низким потенциалом,
проверяем последовательный прирост напряжения на каждом блоке элементов, подключенном последовательно (прирост должен иметь положительное значение)

Вот как с помощью скотча закрепляются на элементах термодатчики

Внимание! Учтите, что:
пока плата контроллера подключена к элементам, нельзя эти элементы заряжать или разряжать с помощью внешних источников, можно лишь производить замеры напряжения, иначе контроллер может быть заблокирован или вообще выведен из строя;
во избежание блокировки контроллера отключать его от сборки элементов нужно в строго определенной последовательности: вначале отпаять провод (или шину) с наибольшим напряжением – это будет положительный контакт аккумуляторного элемента, который находится с самого края от его нуля, после этого – провод из оставшихся, у которого самое большое напряжение, и так повторять до последнего провода.
После этого контроллер и схему лучше убрать подальше, чтобы не потерять и ничего не повредить.

Диапазон напряжений

Многое зависит от типа химии элементов. В большинстве случаев это Li-ion аккумуляторы с напряжением 3,6 В; их можно заряжать до напряжения 4,2 В и разряжать до 3,0 В. Важно знать диапазон работы аккумуляторов, чтобы не получилось, что новые элементы рассчитаны на более узкий, чем первоначальный, диапазон. Если напряжение будет выше допуска, то элементы будут перегреваться и даже могут взорваться; если выход напряжения будет ниже допустимого, это приведет к резкой потере емкости. Как вариант можно применять элементы с более широким диапазоном напряжений, однако они могут быть слишком дорогими.

Токи заряда и разряда

С токами заряда/разряда обычно проблем не возникает, в ноутбуках не используются сильноточные аккумуляторы, но все же рекомендуется уточнить токовую способность.

Емкость аккумуляторов

Желательно, чтобы емкость аккумуляторов была сопоставима с емкостью оригинальных элементов. Если емкость будет занижена, то время автономной работы ноутбука сократится; если же она будет завышена, то без перепрошивки контроллера время работы увеличится незначительно.

Так, при замене элементов с 2900мАч на 3350мАч ожидалось 15,5%-ное повышение емкости. А контроллер аккумуляторной батареи ноутбука был запрограммирован на элементы на 2800мАч, а их заменили элементами с емкостью 3000мАч.
Для примера: сборка из шести литиевых аккумуляторов напряжением 3,6 В. Как перевести ёмкость из Ватт часов для батареи в ампер-часы для элемента? Делим первую на 6 (количество батарей), а затем ещё на 3,6 В (напряжение на элементе).

При желании сэкономить, если время автономной работы не имеет значения, можно поставить элементы на меньшую емкость либо уменьшить количество включенных в параллель аккумуляторов (например, вместо 2 поставить 1). Но предварительно нужно уточнить токовую нагрузку аккумуляторов, так как если аккумуляторы рассчитаны на меньшую емкость, то у них, как правило, и меньшая токовая способность.

Размеры

Обязательно следует учитывать габариты аккумуляторов. Наиболее распространенный типоразмер, который применяется в съемных аккумуляторах ноутбуков, – это цилиндрические 18650, где первыми двумя цифрами обозначается диаметр аккумулятора (18 мм), а 65 мм – его длина. Если длина из-за особенностей конструкции электродов и пр. будет больше, то такие аккумуляторы могут просто не поместиться в старый корпус.

Восстановление аккумулятора ноутбука

Восстановление разобранной аккумуляторной батареи целесообразно лишь в том случае, если:
при разборке старой аккумуляторной батареи ноутбука не была повреждена плата контроллера;
не произошло короткое замыкание;
сборка из элементов была отсоединена правильно (от максимального плюса к минусу);
контроллер батареи не заблокировался и не вышел из строя.

Приобретение нового контроллера или поиск программатора и программы для разблокирования контроллера нецелесообразно, если речь идет о единичном ремонте аккумулятора.

Прежде всего, необходимо установить марку старых элементов и их характеристики с типом химии, напряжением, токами заряда и разряда, емкостью (эти данные есть в интернете). Это необходимо для поиска новых работоспособных элементов.

Где брать элементы

Возможно вторичное использование хороших старых элементов; можно приобрести их в своем городе либо заказать в зарубежных магазинах или на eBay или AliExpress.

Как паять аккумуляторы li-ion

На производстве сборка аккумуляторной батареи из элементов осуществляется с помощью контактной сварки. Многие считают, что если аккумулятор паять, то он выйдет из строя или прослужит мало. Но если паять правильно и исключить эксплуатацию в экстремальных условиях, то можно будет обойтись и без аппарата контактной сварки.

Для правильной пайки понадобятся:

Паяльник с широким жалом мощностью не менее 40 Вт (лучше со стабилизацией температуры);
паяльная кислота и кисточка (можно заменить ватной палочкой);
припой оловянно-свинцовый типа ПОС-61;
бумага наждачная или надфиль;
подходящий зажим, чтобы зафиксировать аккумуляторы.
Качественная пайка получится, только если правильно лудить спаиваемые поверхности. При пайке аккумуляторов самое главное – не допустить их перегрева. Поэтому необходимо:
чтобы помещение хорошо проветривалось;
на паяльнике должна быть выставлена температура 350°С;
электроды должны быть зачищены;
элемент должен быть надежно зафиксирован.

Порядок действий следующий:
1) С помощью кисточки (или ватной палочки) нанести на электрод немного кислоты.
2) Набрать на жало паяльника побольше припоя.
3) Энергично двигая жало, втереть припой в электрод.

Важно:
аккумулятор нельзя лудить дольше 2 секунд; если за 2 секунды не успели, то отложите элемент и повторите попытку, только когда он остынет;
при пайке нельзя вдыхать испарения кислоты, они очень вредны для здоровья;
после того как залудите аккумулятор, обязательно удалите остатки паяльной кислоты с помощью ватки, смоченной в спирте или хотя бы в водке;
безопаснее всего паять аккумулятор с уже приваренными лепестками; так, у аккумулятора 18650 с лепестками следует облуживать самые края лепестка, чтобы сам элемент при этом не нагревался.

Вот так выглядит новый аккумулятор с лепестком из мобильной зарядки, приваренным контактной сваркой.

Закончив лужение всех элементов, следует проверить, чтобы на всех них было равное напряжение. Если имеются различия более чем на несколько сотых вольта, напряжения необходимо выровнять, используя специальное зарядное устройство либо соединив аккумуляторы параллельно.

Будьте внимательны: если у элементов, соединенных параллельно, разная степень заряда и соответственно разные напряжения, могут протекать огромные токи, так как их ограничивает только крайне малое внутреннее сопротивление аккумуляторов и сопротивление проводов цепи.

Для ограничения тока в разрыв цепь аккумуляторов необходимо включить резистор сопротивлением не ниже dU/Imax (разность напряжений на элементах аккумулятора, поделенная на максимально допустимый ток заряда/разряда аккумуляторов).
Соединение аккумуляторов и резистора осуществляется по приведенной схеме; затем следует дождаться, пока значение напряжение на резисторе не будет меньше сотой вольта.

Сбалансировав напряжение на всех элементах, переходим к сборке их в аккумуляторную батарею. Самый простой вариант – соединять новые элементы с помощью старых соединительных шин, если же они при разборке были повреждены, потребуется медная фольга толщиной 100-200 мкм.

При сборке элементов в батарею следует придерживаться исходной схемы батареи; расположение элементов желательно оставить таким же, как в оригинальной батарее.

Пайка аккумуляторных батарей

При сборке батареи из шести элементов целесообразно объединять все элементы парами: минусы двух элементов вместе между собой и плюсы тоже, после чего последовательно включить три пары.

После сборки элементов к ней подключают контроллер, причем в обратной последовательности, начиная с проводов с самым низким потенциалом и затем в сторону повышения: вначале 0 В и 3,6 В, затем 7,2 В и в самом конце 10,8 В.

Теперь осталось только аккуратно собрать аккумулятор и проверить его (корпус аккумулятора при этом не стоит заклеивать). Подсоединив аккумулятор к ноутбуку, нажмите кнопку питания. Если ноутбук не включился, это означает, что, когда была отключена старая сборка аккумулятора, произошел переход контроллера в режим транспортировки, и он отключил аккумуляторную батарею. Если подключить теперь к ноутбуку сетевое питание, то он «заведется» и увидит восстановленный аккумулятор. Ремонт закончился успешно.

Рассказать друзьям